Обновлено

С Байконура к МКС стартовал корабль "Союз" с международным экипажем

В 00.06 мск "Союз ТМА-13М" отделился от ракеты-носителя и вышел на расчетную орбиту

БАЙКОНУР, 28 мая. /ИТАР-ТАСС/. С космодрома Байконур (Казахстан) стартовал пилотируемый корабль "Союз" с международным экипажем очередной длительной экспедиции МКС-40/41.

"Старт ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-13М" успешно состоялся с 1-й, Гагаринской, площадки Байконура в 23.57 мск", - сообщили ИТАР-ТАСС на космодроме.

Как сообщили затем на Байконуре, в 00.06 мск "Союз ТМА-13М" отделился от ракеты-носителя и вышел на расчетную орбиту. О наступлении невесомости экипаж "известил" талисман корабля, он же индикатор невесомости - плюшевый жираф по имени Джирафети, который всплыл под потолок отсека.

На борту "Союза ТМА-13М" находится экипаж следующей длительной экспедиции МКС-40/41 в составе космонавта Роскосмоса Максима Сураева, астронавта NASA Грегори Уайсмана и астронавта Европейского космического агентства Александра Герста.

"Все трое чувствуют себя хорошо", - уточнил представитель Роскосмоса на южном космодроме.

Экипажу предстоит проработать на орбите более 167 суток.

Пилотирует корабль россиянин Максим Сураев. Он и его коллеги Грегори Уайсман и Александер Герст в четверг 29 мая на борту орбитальной станции присоединятся к россиянам Александру Скворцову и Олегу Артемьеву, а также астронавту NASA Стивену Свонсону, которые работают на МКС с марта.

Стыковка "Союза ТМА-13М" к малому исследовательскому модулю орбитальной станции (МИМ-1) "Рассвет" запланирована на 05.48 мск 29 мая.

За плечами командира "Союза" Максима Сураева один полет на МКС в 2009 году, астронавты Грегори Уайзман и Александр Герст первый раз отправятся в космос.

В чем особенность шестичасовой схемы стыковки

В истории эксплуатации МКС это пятая стыковка пилотируемого корабля по укороченной, шестичасовой схеме. Одним из преимуществ этой схемы является то, что экипажу не приходится адаптироваться к невесомости в тесном пространстве корабля "Союз".

При стандартной, двухсуточной, схеме полета космонавтам, особенно "новичкам", сложно быстро адаптироваться к состоянию невесомости. Кроме того, на борту "Союза" довольно холодно, а у космонавтов на корабле нет возможности принимать горячую пищу.

Состояние невесомости начинает сказываться на организме человека примерно через пять часов, и при укороченной схеме привыкать к отсутствию веса космонавты будут уже на МКС в комфортных условиях.

Первый пилотируемый полет по укороченной схеме (корабль делает всего четыре витка по орбите) совершил экипаж корабля "Союз ТМА-08М" в марте 2013 года. Затем пилотируемые "Союзы" (номер 09, 10 и 11) доставляли космонавтов на МКС также по укороченной схеме. Однако во время предыдущего пилотируемого запуска в марте этого года "Союз ТМА-12М" летел к орбитальной станции по стандартной схеме в течение двух суток.

Программа экипажа

Новому экипажу на МКС предстоит выполнить обширную программу научно-прикладных исследований и экспериментов, в том числе провести работы по прогнозированию наземных природных и техногенных катастроф, сделать бортовую видео и фотосъемку, провести работы с транспортными грузовыми кораблями серии "Прогресс", а также пристыковать следующий американский "грузовик" серии Dragon.

Экипаж МКС совершит три выхода в открытый космос, два из них выполнят Скворцов и Артемьев, третий - Сураев и Александр Самокутяев, который прибудет на МКС уже в составе следующей экспедиции.