ТАСС, 19 августа. Психологи впервые изучили, насколько хорошо русскоязычные дети-аутисты говорят и воспринимают речь на разных лингвистических уровнях. Эти наблюдения помогли опровергнуть гипотезу о том, что дети с аутизмом понимают речь хуже, чем говорят, пишет пресс-служба НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликовал научный журнал Research in Developmental Disabilities.
"Наше исследование – одна из первых работ, в которой мы систематически сравнили порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях, а также учли уровень невербального IQ детей с расстройствами аутистического спектра. Мы планируем продолжить работу с применением методов нейровизуализации", – рассказал один из авторов работы, младший научный сотрудник НИУ ВШЭ Вардан Арутюнян.
По данным профильных международных организаций, расстройства аутистического спектра встречаются примерно у 1,8% детей дошкольного возраста, и их число, как показывают наблюдения Всемирной организации здравоохранения, ежегодно растет на 13%. Нарушения речевого развития являются одной из самых частых проблем у этой группы детей – они встречаются у примерно 75% из них.
Эта проблема, как отмечает Арутюнян, широко изучается в США, Великобритании и ряде других экономически развитых стран, однако в прошлом в России особенности речевого развития детей с аутизмом почти не изучались. Недавно специалисты ВШЭ восполнили этот пробел в научных знаниях и впервые изучили их речевые навыки.
В своей следующей работе Арутюнян и его коллеги попытались проверить одно из расхожих представлений о том, почему столь большое число детей-аутистов страдает от нарушений речевого развития. Многие обыватели и исследователи связывают это с тем, что у носителей расстройств аутистического спектра в первую очередь нарушается восприятие речи, а все остальные проблемы возникают в результате этого.
Опровержение гипотезы
Для проверки этой идеи российские и американские ученые воспользовались данными, которые были собраны в ходе проведения разработанного ими теста для оценки речевых навыков детей с расстройствами аутистического спектра. В исследовании участвовало 82 школьника-младшеклассника с аутизмом и схожее число российских детей без нарушений развития.
Ученые проанализировали полученные данные и не обнаружили никаких свидетельств того, что для детей с аутизмом был характерен какой-то конкретный, общий набор нарушений в восприятии и выработке речи. Это не позволяет говорить о том, что проблемы с пониманием речи являются основной причиной развития всех других задержек в развитии детей с расстройствами аутистического спектра.
В дополнение к этому, ученые обнаружили, что характер развития этих нарушений частично зависел от того, насколько развитым был невербальный IQ и прочие формы интеллекта ребенка. К примеру, у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями понимание предложений было более сохранно, чем порождение предложений.
Точные причины существования этих различий пока не известны, однако Арутюнян и его коллеги планируют раскрыть их в ходе наблюдений за работой мозга детей при помощи магнитно-резонансных томографов и прочих систем нейровизуализации. Как надеются ученые, раскрытие нейробиологических причин развития этих нарушений поможет в разработке более действенных методик коррекции и реабилитации речи.