В исчезновении воды из атмосферы Марса обвинили пылевые бури

Они ускоряют этот процесс от пяти до десяти раз, считают ученые
Поверхность Марса EPA/NASA
Описание
Поверхность Марса
© EPA/NASA

ТАСС, 16 августа. Данные зонда "ЭкзоМарс-TGO" показывают, что из-за пылевых бурь вода из атмосферы Марса улетучивается в космос от пяти до десяти раз быстрее прежнего. Эти бури происходят почти каждый год, так что они сыграли важную роль в исчезновении воды с Красной планеты, считают ученые. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

Ученые считают, что в древности на поверхности Марса существовали реки, озера и целые океаны воды. Воды в них было примерно столько же, сколько в Северном Ледовитом океане. Общего количества воды на юном Марсе хватило бы, чтобы покрыть его поверхность слоем толщиной в 140 метров. Ученые пока не могут сказать, куда вся эта вода подевалась.

Эту загадку пытаются решить сразу два орбитальных зонда – американский, MAVEN, и российско-европейский, "ЭкзоМарс-TGO". Оба аппарата измеряют, сколько воды может находиться в разреженной атмосфере Марса, и отслеживают колебания в ее концентрации, связанные со сменой сезонов года, пылевыми бурями и другими атмосферными явлениями.

Анализируя данные с аппаратов "ЭкзоМарс-TGO", MAVEN и Mars-Express, планетологи под руководством заместителя директора Института космических исследований РАН и одного из научных руководителей миссии "ЭкзоМарс-TGO" Олега Кораблева выяснили, что в исчезновении воды с поверхности и из атмосферы Марса неожиданно важную роль играли региональные пылевые бури.

Эта информация была собрана во время мощной региональной пылевой бури, которая происходила на Марсе в январе-феврале 2019 года. Она охватила значительную часть площади планеты, но не превратилась в аналог глобальной бури, аналогичной той, которая погубила марсоход Opportunity летом 2018 года.

В то время в северном полушарии Марса была зима, когда обычно начинаются достаточно сильные пылевые бури. Большое количество пыли в марсианском воздухе увеличило температуру на поверхности планеты на два десятка градусов. Это резко изменило "поведение" воды в атмосфере Марса. До этого датчики "ЭкзоМарса-TGO" не фиксировали значимых количеств воды на высоте в 60 км и более, а после старта пылевой бури ее количество начало резко расти.

В результате за следующие сорок марсианских суток скорость улетучивания воды из атмосферы планеты выросла примерно в 5-10 раз. За это время, по словам ученых, Марс потерял столько же воды, сколько и летом, когда темпы улетучивания воды обычно достигают годичного максимума.

Подобные пылевые бури, как отмечают Кораблев и его коллеги, происходят на Марсе практически каждый год. Это говорит в пользу того, что в прошлом они играли ключевую роль в исчезновении воды с поверхности Красной планеты и продолжают существенно влиять на внешний вид и химический состав планеты, подытожили ученые.