ТАСС, 13 августа. Психологи из США доказали, что наличие в социальных сетях систем "лайков" и репостов само по себе делает их пользователей более непримиримыми в общении с оппонентами и склонными к морализаторству. Результаты исследования опубликовал научный журнал Science Advances.
"Мы получили первые достоверные свидетельства того, что люди становятся все более непримиримыми и склонными к морализаторству в результате того, что подобное поведение вознаграждается базовым устройством соцсетей. Эта их особенность меняет тон политических диалогов, которые мы ведем в интернете", – рассказала Молли Крокетт, доцент Йельского университета и один из авторов исследования.
Ученые уже более десяти лет изучают то, как социальные сети и прочие методы сетевого общения влияют на поведение индивидов и как их появление изменило структуру общества и течение политической жизни. Особенный интерес они начали привлекать после массовых протестов на Ближнем Востоке в начале прошлого десятилетия и президентских выборов в США в 2016 году.
В частности, многие аналитики и журналисты начали отмечать, что существующие алгоритмы социальных сетей и поисковых систем способствуют формированию обособленных группировок политических единомышленников, которые почти не контактируют с носителями других мнений. По мнению сторонников этой идеи, это привело к поляризации общества в США и многих других странах мира и усилению социальной напряженности.
Крокетт и ее коллеги получили первые практические подтверждения для этой гипотезы в рамках опытов, которые йельские психологи проводили в группе из 240 добровольцев. Они согласились принять участие в тестировании "новой" социальной сети, которая была похожа по принципам работы на Twitter.
Усилитель ненависти
В рамках этого эксперимента ученые выводили на экран компьютеров участников тестирования набор из нескольких десятков коротких сообщений, касавшихся депортации мигрантов и других максимально дискуссионных тем, постоянно вызывающих споры среди республиканцев и демократов в США. Эти записи, по утверждениям психологов, были оставлены прошлыми участниками тестирования, однако в реальности это было не так.
Часть из этих "твитов" была нейтральной с эмоциональной и содержательной точки зрения, тогда как другие носили явно агрессивный и морализующий характер. Психологов интересовало то, как будут вести себя добровольцы при наличии или отсутствии у них возможности поддержать или распространить дальше то мнение, в чью сторону они склонялись.
Эти наблюдения, как и нейросетевой анализ свыше 12 миллионов сообщений политически активных пользователей в настоящем Twitter, указали на то, что и те, и другие люди значительно чаще ставили лайки и публиковали копии наиболее непримиримых и морализаторских позиций, чем более взвешенные мнения по всем острым политическим вопросам. Это особенно характерно было в тех случаях, когда ученые искусственно "накручивали" лайки и репосты у сообщений добровольцев.
Подобные результаты экспериментов, по мнению Крокетт и ее коллег, говорят в пользу того, что системы удержания внимания пользователей сами по себе усиливают поляризацию мнений в соцсетях и делают их участников более непримиримыми по отношению к носителям других политических или социальных взглядов.
"Наши данные указывают на то, что текущие бизнес-практики социальных сетей, направленные на повышение уровня вовлечения пользователей, напрямую ведут к усилению морализаторства и непримиримости. Учитывая то, какую роль эти феномены играют в политических и социальных переменах, нам следует понимать то, как IT-компании могут влиять на успехи или неудачи самых разных коллективных движений", - подытожила Крокетт.