На горнолыжном курорте обнаружили первый пример скрещивания далеких видов бабочек

По словам ученых, обычно результатом гибридизации становится объединение видов в один или появление стерильного потомства, то есть тупик эволюции

ТАСС, 13 августа. Российские ученые обнаружили, что некоторые виды бабочек-шашечниц, чьи предки разделились миллионы лет назад, периодически скрещиваются друг с другом, что помогает им поддерживать внутривидовое генетическое разнообразие. Об этом пишет пресс-служба Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) со ссылкой на статью в журнале Molecular Ecology.

"Обычно результатом гибридизации становится объединение видов в один или появление стерильного потомства, то есть тупик эволюции. Поэтому до недавнего времени считалось, что подобный сценарий обогащения вида новым генетическим материалом в принципе невозможен", – пояснил один из авторов исследования, профессор СПбГУ Владимир Лухтанов.

Как правило, гибриды возникают в результате скрещивания двух разных видов родственных живых существ. Чаще всего они появляются среди растений, тогда как среди животных они возникают значительно реже. Это объясняется тем, что подавляющее число гибридов среди животных стерильны, что не позволяет им продолжить род и обособиться в отдельный вид.

Три года назад Лухтанов и его коллеги обнаружили, что лабораторные гибриды некоторых линий горошковых белянок (Leptidea sinapis) сохраняют способность к размножению. Последующие наблюдения за этими бабочками помогли биологам раскрыть ранее неизвестный механизм эволюции, приводящий к появлению новых хромосом.

Недавно российским ученым удалось открыть первый пример полноценного межвидового скрещивания во время наблюдений за жизнью двух разновидностей бабочек-шашечниц, Melitaea didyma и Melitaea acentria, обитающих на склонах популярного горнолыжного курорта Хермон в северном Израиле. Предки этих насекомых разделились достаточно давно, около 5 миллионов лет назад, примерно в то же время, когда разошлись эволюционные пути предков людей и шимпанзе.

Для изучения истории эволюции этих насекомых Лухтанов и его коллеги расшифровали и детально изучили геномы 27 особей и того, и другого вида шашечниц. Этот анализ неожиданно указал на то, что ДНК некоторых особей Melitaea acentria содержала в себе существенные вкрапления генома второго вида бабочек, наподобие того, как в ДНК европейцев присутствует около 2-3% неадертальской ДНК.

Более того, одна из изученных бабочек оказалась полноценным гибридом между Melitaea didyma и Melitaea acentria. Как предполагают исследователи, подобное далекое межвидовое скрещивание помогает относительно малочисленным популяциям Melitaea acentria поддерживать высокое внутривидовое генетическое разнообразие и при этом оставаться обособленным видом, отличным от Melitaea didyma и гибридов с данной разновидностью шашечниц.

"Биологи долгое время были убеждены, что эволюцию живых существ можно представить в виде ветвящегося дерева. Межвидовая гибридизация приводит к тому, что эволюцию более правильно представлять в виде сети жизни, в которой возникающие новые веточки горизонтально связаны друг с другом за счет обмена генами", - подытожил Лухтанов.