Посткоронавирусный воспалительный синдром у детей связали с истощением иммунитета

Из-за него количество здоровых Т-клеток и NK-клеток в организме детей уменьшается

ТАСС, 11 августа. Молекулярные биологи обнаружили первые свидетельства того, что появление так называемого посткоронавирусного воспалительного синдрома у детей может быть связано с истощением иммунитета и сбоями в работе девяти генов. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Наши наблюдения показывают, что истощение Т-клеток в организме пациентов с посткоронавирусным воспалительным синдромом – один из главных механизмов развития этой болезни. Это говорит в пользу того, что увеличение численности Т-клеток и NK-клеток может улучшить состояние носителей этого синдрома", – рассказал один из авторов работы, доцент Медицинской школы больницы Маунт-Синай (США) Ноам Бекманн.

У некоторых детей после COVID-19 появляется так называемый посткоронавирусный воспалительный синдром (MIS-C) – комплекс нарушений в работе иммунитета, похожих на синдром Кавасаки. Так врачи называют лихорадку, которая возникает как результат очень сильной активации иммунитета в ответ на различные инфекции.

В новом исследовании Бекманн и его коллеги следили за здоровьем восьми детей с этим синдромом, семи детей с другими тяжелыми хроническими заболеваниями, которые заразились коронавирусом нового тппа и четырех здоровых детей.

По образцам крови участников исследования биологи изучали, как ведут себя их иммунные клетки, которые предположительно задействованы в развитии посткоронавирусного воспалительного синдрома. Оказалось, что у всех носителей посткоронавирусного синдрома были общие сбои в работе иммунитета, а у остальных участников исследования их не было.

В частности, Бекманн и его коллеги обнаружили, что развитие этого синдрома сопровождалось общим истощением иммунитета и уменьшением числа здоровых Т-клеток и NK-клеток. Первый тип иммунных телец отвечает за уничтожение клеток, зараженных различными вирусами, а второй – за борьбу с бактериями и крупными чужеродными частицами.

Нарушения в их жизнедеятельности были связаны со сбоями в работе девяти участков генома, которые играют важную роль в управлении активностью Т-клеток и NK-клеток. Ученые предполагают, что эти сбои развиваются еще в то время, когда коронавирус присутствует в организме детей, так как схожие изменения в активности этих генов были зафиксированы в клетках хронических носителей COVID-19.

Ключевую роль в развитии этих нарушений, как выяснили Бекманн и его коллеги, играл ген TBX21, работа которого сильнее всего изменилась у носителей MIS-C. Нормализация его активности, как предполагают ученые, позволит подавить значительную часть симптомов болезни, что исследователи планируют проверить в ближайшее время.