Астрономы выяснили, как в двойных звездных системах формируются татуиноподобные планеты

Расчеты показывают, что для этого протопланетный диск должен быть идеально круглым

ТАСС, 27 июля. Планеты, похожие на описанный в "Звездных войнах" Татуин, могут возникать в двойных звездных системах, если их зародыши изначально достаточно велики и находятся в относительно спокойной части протопланетного диска. К такому выводу пришли астрономы, статью которых опубликовал научный журнал Astronomy & Astrophysics.

"Мы выяснили, что у протопланетного диска есть собственное гравитационное поле, которое радикальным образом меняет характер взаимодействий между протопланетными телами. В некоторых случаях из-за этого планеты могут сформироваться даже при наличии гравитационных возмущений от второй звезды", – рассказал один из авторов работы, научный сотрудник Института внеземной физики Общества Макса Планка (Германия) Кедрон Силсби.

Татуин – это описанная в "Звездных войнах" планета, которая вращалась вокруг двойной звезды. По аналогии астрономы называют "татуинами" экзопланеты, которые вращаются вокруг двух или более звезд. Ученым известно менее двух десятков подобных планет. Их так мало, поскольку формированию подобных планет мешает гравитационное взаимодействие между звездами в двойных системах, считают астрономы.

"В системе с одной звездой все частицы в протопланетных дисках движутся медленно, благодаря чему сцепляются друг с другом и формируют все более крупные объекты. Гравитационные взаимодействия двух звезд "взбивают" окружающую материю, в результате чего частицы протопланетного диска разгоняюся и сталкиваются на большой скорости", – пояснил ученый.

По итогам нового исследования Силсби вместе с Романом Рафиковым из Кембриджского университета объяснили, как "татуины" могут формироваться в подобных условиях. Для этого ученые детально просчитали, как материя протопланетного диска, окружающего обе звезды, будет взаимодействовать с объектами внутри него.

Их расчеты указали, что в определенных областях протопланетных дисков будут возникать особые зоны, в которых скорость движения планетизималей, крупных протопланетных тел, будет достаточно низкой, чтобы в результате их столкновений подобные объекты сливались, а не разрушались.

Подобные обстоятельства складываются относительно редко, так как для образования и роста протопланетных тел диск должен быть идеально круглым и не содержать в себе областей с необычно высокой или низкой плотностью. При этом сам процесс формирования планет запускается, только если диаметр их предположительных "зародышей" достигает 10 км и выше.

Эти соображения объясняют, почему за все время наблюдений астрономы открыли в близлежащих звездных системах так мало "татуинов". Ученые надеются, что в дальнейших наблюдениях за формированием двойных звездных систем смогут подтвердить свою теорию и понять, как возникают крупные протопланетные тела, способные дать жизнь "татуинам".