Астрономы сделали рекордно четкие снимки выбросов черной дыры в галактике Центавр А

Это подтверждает, что черные дыры разных типов подчиняются одним и тем же законам

ТАСС, 19 июля. Участники проекта Event Horizon Telescope получили пока самые четкие фотографии джетов сверхмассивной черной дыры в галактике Центавр А. Эти снимки подтвердили схожее устройство черных дыр всех размеров и масс, пишут ученые в научном журнале Nature Astronomy.

"Традиционно считается, что масса черной дыры и яркость порождаемого ей излучения неразрывно связаны между собой. Эту закономерность вывели по результатам наблюдений за объектами звездной массы и очень крупными черными дырами в центре галактик. Наши наблюдения за галактикой Центавр А подтвердили справедливость этой идеи для сверхмассивных черных дыр "средних" размеров", – пишут ученые.

Event Horizon Telescope (EHT) – это виртуальная обсерватория-интерферометр, которая объединяет мощности нескольких самых чувствительных микроволновых радиообсерваторий мира. Проект появился в 2009 году для наблюдений за двумя объектами: сверхмассивными черными дырами в центре Млечного Пути (Sgr A*) и галактики M87 в созвездии Девы (M87*).

С помощью ресурсов этих обсерваторий астрономы получили снимки так называемой "тени" черной дыры M87* – области в ее окрестностях, где можно увидеть своеобразное "отражение" ее горизонта событий – зоны, откуда ни свет, ни любой другой материальный объект вырваться не может.

Целью для дальнейших исследований Event Horizon Telescope стала одна из самых близких к Земле и заметных сверхмассивных черных дыр, которая расположена в центре галактики Центавр А. Масса этого объекта относительно невелика: он лишь в десятки миллионов раз тяжелее Солнца.

Эта черная дыра – самый яркий источник радиоволн на ночном небе благодаря небольшому расстоянию между Млечным Путем и Центавром А. Несмотря на это, ранее ученые не смогли четко зафиксировать ее выбросы, поскольку эта галактика находится за горизонтом для многих крупных радиотелескопов северного полушария.

Профессор Неймегенского университета Хайно Фальке и его коллеги обошлии эту проблему с помощью EHT: они впервые сделали детальные фотографии выбросов черной дыры в центре галактики Центавр А. На этих снимках можно увидеть детали, длина которых составляет десятые доли светового дня, порядка 10-15 млрд км. Благодаря этому ученые подтвердили, что по своему устройству похожи выбросы "средних" сверхмассивных черных дыр и их более крупные аналоги, в том числе черная дыра в галактике M87 в созвездии Девы.

Опираясь на эти соображения, астрофизики вычислили, как будет выглядеть тень этой черной дыры, а также определили оптимальный метод наблюдений за ней. Как оказалось, этот объект можно будет увидеть при помощи набора из терагерцовых телескопов, работающих вне пределов атмосферы Земли и объединенных в виртуальную радиотарелку диаметром примерно в 8 тыс. км.

Все эти показатели и предполагаемый облик "тени" черной дыры, по словам ученых, идеально соответствуют результатам наблюдений за нижней частью ее выбросов. Это, по их мнению, в очередной раз доказывает, что устройство и поведение всех типов черных дыр описывают одни и те же законы.