Астрономы создали новый каталог пятен на Солнце

Благодаря ему можно будет лучше прогнозировать космическую погоду

ТАСС, 19 июля. Астрономы создали новый детальный каталог солнечных пятен. Он охватывает период с 1874 года по 2020 годы, благодаря чему исследователи могут изучить долгосрочные колебания активности Солнца. Статью с описанием работы опубликовал научный журнал Astronomy & Astrophysics, кратко об этом пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий.

То, что мы называем пятнами на Солнце, – это особые области, где наружу выходят линии магнитного поля звезды. В результате их взаимодействия происходят мощные выбросы плазмы, которые влияют на "погоду" в Солнечной системе. Как правило, количество пятен и их активность меняются по 11-летнему циклу.

Астрономы следят за пятнами на Солнце и систематизируют свои наблюдения уже несколько столетий. Первый каталог солнечных пятен создал в 1848 году швейцарский астроном Рудольф Вольф, а второй – в 1998 году американский астроном Дуглас Хойт.

Методики Вольфа и Хойта сильно различались, поэтому в их данных множество расхождений. Кроме того, недавно астрономы обнаружили, что в каталоге 1998 года много систематических ошибок, из-за чего в данных середины и конца XX века пятен оказалось гораздо больше, чем было на самом деле.

Авторы нового исследования подготовили обновленный каталог. Они исправили подобные ошибки и привели в соответствие друг другу данные, которые разные группы ученых собирали в разные эпохи. Кроме того, благодаря этому каталогу астрономы могут определять так называемые числа Вольфа – относительное количество солнечных пятен не только для всего светила, но и для отдельных его полушарий.

По словам исследователей, благодаря этому можно точнее понять, что происходит в недрах Солнца, а также лучше предсказывать, как будут меняться следующие циклы его активности и оценивать состояние космической погоды в ближайшее время. Кроме того, ученые обнаружили, что во время 19 цикла активности (1954-1964), когда на поверхности светила было очень много пятен, количество в северном и южном полушариях Солнца было разным.

Ученые надеются, что анализ данных и подготовка новых прогнозов по активности Солнца позволят человечеству не только лучше защитить искусственные спутники Земли от потенциально опасных вспышек, но и подготовиться к экспедициям на Марс, возможность осуществления которых зависит и от интенсивности космической радиации.