Впервые зарегистрировано оптическое свечение мощного гамма-всплеска

Астрономы надеются, что благодаря этому смогут лучше понять природу гамма-всплесков и их взаимосвязь с появлением черных дыр

ТАСС, 19 июля. Сеть телескопов МАСТЕР впервые зарегистрировала оптическое послесвечение сверхяркого гамма-всплеска GRB191221B. Благодаря этому можно будет лучше понять природу подобных явлений и их взаимосвязь с черными дырами, пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Гамма-всплески – это самые мощные электромагнитные взрывы во Вселенной. Их можно представить как узкие лучи, которые испускает вспышка сверхновой, когда быстро вращающееся ядро массивной звезды коллапсирует, превращаясь либо в нейтронную звезду, либо в чёрную дыру. Источники гамма-всплесков находятся на огромных расстояниях от Земли – свет от них идет до нас более миллиарда лет.

"Два телескопа-робота глобальной сети МАСТЕР, расположенные в Южной Африке и Аргентине, впервые зарегистрировали оптическое свечение и получили историю изменения блеска от нескольких десятков секунд до десятков часов. Отметим, что по целеуказанию МАСТЕРа на гамма-всплеск навелись два крупнейших телескопа Южного полушария – SALT (10-метровый) и VLT (8-метровый)", – говорится в сообщении.

По словам профессора МГУ Владимира Липунова, кривая блеска показывает сложную структуру с четырьмя или пятью четкими перерывами в степенной скорости падения. "Мы интерпретируем кривую блеска и поляризацию этого длинного гамма-всплеска в виде медленно остывающей лобовой ударной волны вызванной распространением релятивистского джета в звездном ветре предка, сколлапсировавшего в черную дыру на наших глазах", – отметил Липунов.

Глобальная роботизированная сеть телескопов-роботов МАСТЕР МГУ создана для исследования гамма-всплесков, термоядерных вспышкек на белых карликах, вспышек ядер галактик и квазаров.