Ученые выяснили механизм сборки и разборки белкового скелета клеток

Благодаря этому можно будет лучше понять, как развиваются нейродегенеративные заболевания – например, болезни Паркинсона или Альцгеймера

ТАСС, 13 июля. Ученые из России и США выяснили особенности регуляции сборки и разборки белкового скелета клеток. Благодаря этому можно лучше понять механизмы появления нейродегенеративных заболеваний. Результаты исследования опубликовал научный журнал Developmental Cell, кратко об этом пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова.

Внутренний скелет клеток состоит из трех основных типов белковых структур, наиболее жесткими из которых являются микротрубочки. Это длинные цилиндры, собранные из двух похожих белков: альфа- и бета-тубулинов. С помощью микротрубочек происходит, например, движение клеток с помощью жгутиков и ресничек, внутриклеточный транспорт, поддержание формы клеток, организация внутриклеточного пространства и клеточное деление.

Во всех клетках сборка и разборка микротрубочек четко регулируется, и может настраиваться по-разному в разных частях одной клетки. Для этого специальные ферменты помечают гибкие участки на концах тубулинов – тубулиновые хвосты – с помощью специальных модификаций. О том, к каким изменениям приводят те или иные модификации, известно довольно много. А вот как именно это информация считывается и реализуется до сих пор было не ясно.

Ученые из МГУ в новой работе теоретически показали, что тубулиновые хвосты могут напрямую влиять на скорость сборки микротрубочек. А их американские коллеги экспериментально это проверили. Опыты показали, что удаление гибкого хвоста альфа-тубулинов почти вдвое ускоряет сборку микротрубочек. Это позволяет предположить, что белки, связывающиеся с тубулинами, способны активировать сборку микротрубочек, взаимодействуя с заряженным хвостом тубулина.

"Совокупно полученные нами данные проясняют механизмы изменения динамики микротрубочек, зашифрованные тубулиновым кодом. Понимание тонкой регуляции свойств микротрубочек с помощью их гибких хвостов может пролить свет на патофизиологию нейродегенеративных заболеваний и нарушений развития организма, связанных с отклонениями динамических свойств микротрубочек от нормы", – отметил один из авторов исследования, старший научный сотрудник МГУ Никита Гудимчук.