Все новости

Компьютерная модель оценила риски заражения вирусами в супермаркете

Ученые советуют владельцам отказаться от 100%-го наполнения магазинов

ТАСС, 13 июля. Российские математики создали компьютерную модель, с помощью которой можно оценивать риск заражения коронавирусом нового типа или другими респираторными патогенами при посещении супермаркетов и торговых центров. Результаты исследования опубликовал научный журнал PLoS One, кратко об этом пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий.

Быстрое распространение коронавируса в начале весны прошлого года привело к введению жестких карантинных мер, закрытию торговых центров, отмене большинства публичных мероприятий, в том числе концертов и спортивных соревнований. Подобные шаги, как предполагают эпидемиологи, привели к резкому снижению скорости распространения коронавируса и помогли большинству государств подавить первую волну пандемии.

Алексей Цуканов из Сколковского института науки и технологий и его коллеги попытались оценить эффективность закрытия торговых центров с математической точки зрения. Разработанная ими модель учитывает особенности в пространственной организации торговых залов и то, как ведут себя люди на пересечениях проходов внутри торговых центров и супермаркетов. Как отмечают ученые, эти параметры можно было использовать не только для определения скорости распространения вируса, но и оценки эффективности продаж в магазинах.

Российские исследователи просчитали, как будет меняться вероятность заражения коронавирусом и прочими респираторными патогенами в зависимости от числа посетителей гипермаркетов, расположения отделов и торговых площадок, а также массы других параметров. Эти расчеты раскрыли несколько неочевидных закономерностей, характерных для распространения вирусов в подобной обстановке.

В частности, ученые обнаружили, что скорость распространения вируса по большей части зависит от типичной дистанции между покупателями, а не от плотности заполнения торговых залов. Вдобавок вероятность заражения почти не зависела от формы помещений и тактики поведения покупателей, а эффективность продаж при этом почти не зависела от числа покупателей внутри супермаркета.

Поэтому ученые советуют владельцам подобных магазинов отказаться от стратегий, способствующих максимальному наполнению супермаркетов посетителями. Это нецелесообразно с экономической точки зрения и значительно повышает риск распространения инфекции, отмечают исследователи.

"Рабочую версию разработанной модели мы сделали публично доступной. Ее можно использовать для оценки влияния различных факторов на риск заражения. Например, можно оптимизировать работу магазина в условиях пандемии за счет регулирования потока покупателей, изменения расположения товарных полок и геометрии торгового пространства", — заключил Цуканов.