ТАСС, 5 июля. В саксонской пещере Айхорнхёле антропологи нашли пока самый древний пример неандертальского абстрактного изобразительного искусства – статуэтку из оленьей кости возрастом в 51 тыс. лет. Описание находки опубликовал научный журнал Nature Ecology & Evolution.
"Эта кость покрыта сложным геометрическим узором из двух наборов параллельных линий. Наша находка говорит, что у неандертальцев были зачатки абстрактного мышления: они умели создавать произведения искусства с символическим значением задолго до прихода кроманьонцев в Центральную Европу", – пишут исследователи.
До недавнего времени ученые считали, что человеческая культура, в том числе абстрактное изобразительное искусство, религия и различные представления о потустороннем мире, появились относительно недавно – уже после того, как наши предки перешли к оседлому образу жизни. В последние годы эти представления начали подвергать сомнениям благодаря нескольким находкам в Европе и Азии.
В частности, ученые обнаружили, что древние жители Юго-Восточной Азии освоили абстрактное изобразительное искусство уже 44 тыс. лет назад, а их современники из Европы в это время уже совершали обряды, похожие на религиозные ритуалы. Изучение могил неандертальцев в Ираке и Испании говорит, что подобные традиции могли быть не только у кроманьонцев, но и у их вымерших соседей.
Проводя раскопки в пещере Айхорнхёле, которая расположена в горах Гарц на севере Германии, ученые под руководством профессора Геттингенского университета Томаса Тербергера открыли новые свидетельства того, что неандертальцы не уступали нашим предкам в этом отношении.
Несколько лет назад Тербергер и его коллеги начали работать в той части пещеры, где раньше находился вход. Там ученые нашли несколько костей типичной фауны Центральной Европы того времени, которые принадлежали в том числе пещерным львам и медведям, а также бизонам и большерогому оленю. Изучая находки, ученые обратили внимание на необычную форму и структуру одной из оленьих костей. Ее возраст ученые оценили примерно в 51 тыс. лет.
Детально изучив кость, антропологи обнаружили, что это статуэтка. По форме она отдаленно напоминает замочную скважину или фигуру человека. Древний художник предварительно обточил фалангу оленя, а затем покрыл кость двумя наборами параллельных линий, расположенных почти под прямым углом друг к другу.
Подобные абстрактные узоры, так называемые шевроны, достаточно часто используют современные народы, которые живут в первобытно-общинном строе. Также ученые находят их на древних образцах абстрактного искусства кроманьонцев. Тербергер и его коллеги предполагают, что их находка тоже представляет собой образец древнего искусства.
Об этом говорит то, что древний художник выточил статуэтку из кости большерогого оленя – животного, которое в среднем палеолите встречалось на севере Германии довольно редко. Что обозначал узор на этом артефакте, ученые пока не могут сказать, однако сам факт его наличия, по их мнению, говорит в пользу того, что неандертальцы научились понимать и ценить абстрактное изобразительное искусство еще до появления наших предков в Европе.