Российские биологи впервые модифицировали ДНК клеток клонированной коровы

Это первый шаг к получению гипоаллергенного молока, уверены специалисты

ТАСС, 5 июля. Российские биологи использовали клетки коровы, клон которой впервые вырастили в России, для опытов по модификации ее ДНК с помощью геномного редактора CRISPR/Cas9. Эти клетки будут использовать для выращивания нового поколения клонов, пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий. Результаты исследования опубликовал научный журнал Doklady Biochemistry and Biophysics.

"При помощи технологии CRISPR/Cas9 научному коллективу уже удалось "выключить" гены PAEP и LOC100848610, которые отвечают за производство бета-лактоглобулина в организме коров. Полученная линия генетически модифицированных эмбрионных фибробластов будет использоваться качестве доноров при клонировании", – говорится в сообщении.

Год назад ученые из ВНИИ животноводства им. Эрнста, Сколковского института науки и технологий, МГУ и других организаций получила первого для нашей страны жизнеспособного клонированного теленка. Как и других клонированных животных, его эмбрион получили путем переноса ядра "взрослой" клетки в яйцеклетку, очищенную от исходного генетического материала.

"Клонированная телка весом 63 кг родилась 10 апреля 2020 года. Теперь, в возрасте более года, это уже взрослая особь весом 410 кг с регулярным репродуктивным циклом. Первый год мы держали ее с матерью в отдельном помещении, но с мая ее перевели на ежедневный выпас вместе с остальными коровами института", – рассказала Галина Сингина, заведующая лабораторией ВНИИ животноводства им. Эрнста (Подольск).

По ее словам, эксперимент по клонированию коровы был первым этапом более масштабного проекта, в рамках которого ученые планируют использовать геномный редактор CRISPR/Cas9 для создания новой породы коров, молоко которых не будет вызывать аллергии. Для этого ученые планируют модифицировать геном "взрослых" клеток коровы, ДНК которых гораздо проще манипулировать, а затем использовать их геном в процедуре клонирования.

Убедившись, что могут клонировать коров,  Сингина и ее коллеги приступили к модификации ДНК донорских клеток, ядро которых должно использоваться для выращивания нового поколения клонов. В их геном ученые внесли два изменения: они отключили гены PAEP и LOC100848610, которые отвечают за производство бета-лактоглобулина – главного аллергенного белка в молоке.

Для этого ученые обработали несколько десятков культур фибробластов исходной коровы при помощи набора из компонентов CRISPR/Cas9, что привело к тому, что примерно 4,4% клеток приобрели обе модификации ДНК. Этого достаточно для отбора фибробластов с нужными изменениями, переноса их ядра в очищенные яйцеклетки и формирования нового поколения клонов этой особи.

Сейчас ученые выращивают стадо из нескольких десятков коров, которые будут вынашивать ГМО-телят на следующей стадии эксперимента. Большое число животных, как надеются биологи, повысит шансы того, что эксперимент завершится удачно и они получат первых российских генно-модифицированных коров, чье молоко будет безопасным для аллергиков.