ТАСС, 29 июня. Российские ученые разработали систему мониторинга, которая позволяет защитить от несанкционированного доступа данные, которые передаются с борта самолета. Об этом пишет пресс-служба Минобрнауки.
Данные о состоянии оборудования самолета в автоматическом режиме передаются на наземную станцию управления. Это позволяет следить за исправностью оборудования, анализировать его эффективность, планировать профилактические и ремонтные работы. Несанкционированный доступ к такой информации могут получить злоумышленники, например в рамках промышленного шпионажа либо в целях сорвать перелет, что возможно, если внести изменения в передаваемые данные.
"Система мониторинга целостности данных от ученых Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) фиксирует наличие атаки и несанкционированной модификации телеметрии. Она предполагает эксплуатацию "цифрового двойника" на наземной станции обслуживания, отображающего все текущие параметры оборудования силовой установки летательного аппарата. Данные в цифровом двойнике постоянно обновляются благодаря поступающей с судна информации", – говорится в сообщении.
Авторы разработки отмечают, что их программа сравнивает показатели работы оборудования воздушного судна и его модели и фиксирует подозрительные расхождения, указывающие на вмешательство извне. Данные поступают в блок принятия решений, который либо выдает аналитику о возможной атаке злоумышленника с оценкой ее вероятности либо рекомендует провести диагностику состояния оборудования.
"Задача нашей разработки – зафиксировать завуалированные изменения. Это может быть, например, незначительное увеличение расхода топлива, когда, основываясь на ряде показателей, система выдает ответ – подделка это или нет. Дело в том, что производители борются за показатели и даже минимальное их ухудшение может повлиять на продажи и заставить предприятие отказаться от производства конкретной модели летательного аппарата", – сказал один из разработчиков программы Алексей Вульфин.
В пресс-службе добавили, что ученые также получили патент на свою систему. В дальнейшем разработку можно масштабировать и реализовать на предприятиях топливно-энергетического комплекса, автомобильных и других производствах, использующих системы передачи данных.