В созвездии Жирафа обнаружили ранее неизвестный тип сверхновых

Речь идет о первой электронно-захватной сверхновой, возможность существования которой ученые предсказали более 40 лет назад

ТАСС, 28 июня. Астрономы обнаружили в созвездии Жирафа вспышку ранее неизвестного типа сверхновых. Она сформировалась в недрах красного гиганта в результате слияния электронов и ядер атомов. Описание этой сверхновой опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

В последние годы ученые начали сомневаться, что хорошо понимают физические принципы, которые управляют возникновением вспышек сверхновых. Это было связано как с открытием так называемых "неудавшихся" сверхновых – умирающих престарелых звезд, просто исчезнувших с небосвода, – так и с обнаружением нескольких необычно ярких вспышек, далеко выходящих за рамки теоретических пределов яркости.

Профессор Токийского университета Кэнъити Номото с коллегами открыли еще один подобный объект, который "нарушает" общепринятые представления о природе сверхновых, – вспышку AT 2018zd, которая возникла в созвездии Жирафа в начале марта 2018 года. Существование этой вспышки может указывать на существование еще одного механизма их рождения.

Сперва астрономы предполагали, что AT 2018zd – сверхновая второго типа. Такие объекты возникают в результате гравитационного коллапса ядер крупных звезд. Однако дальнейшие наблюдения показали, что особенности спектра AT 2018zd и силы свечения вспышки не совпадали с предсказаниями теорий, которые описывают эволюцию сверхновых второго типа.

Кроме того, ученые обнаружили на архивных снимках с "Хаббла" предположительного прародителя этой сверхновой. Его яркость и масса были значительно меньше, чем у типичных звезд, из которых возникают сверхновые второго типа. Поэтому ученые предположили, что источником AT 2018zd мог послужить какой-то другой объект.

Детально изучив все особенности звезды-прародителя этой сверхновой, а также характер ее эволюции после гибели светила, астрономы пришли к выводу, что AT 2018zd представляет электронно-захватную сверхновую. Это особый тип вспышек, существование которых Номото и с коллегами предсказал более 40 лет назад.

Эти вспышки, предположительно, возникают в недрах некоторых звезд-гигантов "средних" размеров, примерно в 20-25 раз тяжелее Солнца. В ядре и центральных слоях подобных светил постепенно накапливаются большие количества неона, кислорода и магния, но не более тяжелых элементов, для формирования которых необходима более высокая температура и давление.

Когда в таких звездах заканчивается водород, они начинают сжиматься под действием гравитации. В результате неон, кислород и магний начинают сталкиваться с одиночными электронами и поглощать их. Затем давление в недрах звезды резко падает, из-за чего ядро светила сжимается и температура внутри него резко увеличивается. Это заставляет атомы кислорода сливаться друг с другом, что ведет к почти мгновенному термоядерному взрыву.

Ранее астрономы не могли найти ни одного подобного объекта, несмотря на то, что звезды подходящих размеров и состава должны встречаться во Вселенной достаточно часто. С чем это связано, ученые пока не могут сказать, однако они надеются, что дальнейшее изучение последствий AT 2018zd поможет дать ответ на этот вопрос, а также позволит проверить, может ли Крабовидная туманность быть следом взрыва подобной сверхновой.