Ученые нашли новый способ наблюдения за активностью нейронов мозга

Они разработали индикатор, который может анализировать кальциевую активность и взаимодействие белков в клетках

ТАСС, 25 июня. Российские ученые создали кальциевый индикатор, с помощью которого можно анализировать такие параметры активности нейронов мозга как кальциевая активность и взаимодействие белков в клетках. Новый подход позволит повысить эффективность диагностики рака и болезней Альцгеймера и Паркинсона, пишет пресс-служба Курчатовского института.

"Ученые НИЦ "Курчатовский институт" в составе исследовательской группы создали новый кальциевый индикатор (FRCaMP) для наблюдения за нейронами мозга. Он позволил впервые одновременно визуализировать внутри клеток человека и кальциевую активность, и взаимодействия между белками. В перспективе разработка может применяться для диагностики болезней Альцгеймера и Паркинсона, а также некоторых видов рака", – пишет пресс-служба.

Индикатор представляет собой компонент на основе флуоресцентного белка и полученного из грибов вещества кальмодулина. За счет особенностей аминокислотной последовательности он не взаимодействует с внутриклеточными белками, что делает препарат безопаснее, чем индикатор на основе кальмодулина, получаемого из позвоночных.

"Красный кальциевый индикатор FRCaMP является универсальным инструментом и может использоваться для изучения принципов кодирования информации в мозге. Наши эксперименты показали, что FRCaMP чувствителен к изменению концентрации кальция не только в <…> нейронах, но и в других типах клеток, например, в раковых. Поэтому, помимо нейродегенеративных заболеваний, новый индикатор может быть использован для борьбы с онкологией", – отметила Оксана Субач, один из авторов исследования, старший научный сотрудник Курчатовского института.

В работе также участвовали специалисты НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина, МФТИ и МГУ им. Ломоносова.