Большинство моноклональных антител оказались эффективны против всех штаммов коронавируса

Ученые рекомендуют использовать препараты на основе не одного такого вещества, а их комбинации

ТАСС, 21 июня. Большинство широко используемых моноклональных антител к коронавирусу нового типа могут соединяться с частицами новых штаммов SARS-CoV-2 и нейтрализовать их. К такому выводу пришли молекулярные биологи по итогам экспериментов на мышах. Описание их работы опубликовал научный журнал Nature.

Ученым известны десятки различных антител, которые могут соединяться с ключевой частью коронавируса нового типа – так называемым S-белком, который непосредственно участвует в заражении клеток. Эти антитела можно использовать как при лечении COVID-19, так и чтобы определить следы вируса в организме человека или животных.

Когда стали появляться новые разновидности коронавируса – британская, южноафриканская, индийская, – многие ученые стали сомневаться, что антитела, эффективные против базового альфа-варианта SARS-CoV-2, останутся столь же хороши и против других вариантов. Об этом, в частности, говорит, что антитела привитых гораздо хуже связываются с частицами новых версий SARS-CoV-2, чем с его первыми штаммами.

Биологи под руководством профессора Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) в ходе нового исследования выяснили, насколько эффективно на новые штаммы коронавируса действуют различные моноклональные антитела, которые широко применяют в медицинской практике. Ученые закупили препараты на основе этих веществ и проверили их эффективность в опытах на мышах, которые были заражены новыми штаммами SARS-CoV-2 из ЮАР, Великобритании, Индии, Бразилии и США.

В ходе эксперимента ученые использовали лекарства на основе одного типа антител, а также их комбинации: предположительно, они увеличивают эффективность. Опыт показал, что практически все комбинации из этих препаратов эффективно защитили мышей от заражения SARS-CoV-2. То же самое произошло и в случае со многими лекарствами на основе антител одного типа.

При этом ученые обнаружили, что некоторые моноклональные антитела действовали только на одну-две новых версии коронавируса и почти не влияли на другие его разновидности. В частности, ученые обнаружили, что все существующие моноклональные антитела защищали клетки легких грызунов от британскоого штамма, но два из них, 2B04/47D11 и LY-CoV555, не мешали проникновению всех новых форм SARS-CoV-2 в клетки мозга и носоглотки.

Аналогичные результаты биологи получили при попытках подавить инфекцию в организме уже зараженных мышей. Подобные результаты, по мнению Даймонда и его коллег, говорят, что для лечения COVID-19 нужно использовать препараты на основе комбинации из нескольких типов моноклональных антител. Благодаря этому можно будет избежать резкого снижения в эффективности подобной терапии и при появлении последующих мутаций в геноме SARS-CoV-2, подытожили исследователи.