Нити вселенской паутины застали за вращением вокруг своей оси

Ученые пока не знают, что заставляет их вращаться именно так

ТАСС, 15 июня. Анализ движением галактик, расположенных в нитях космической паутины показал, что они вращаются вокруг своей оси. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

Ученые предполагают, что по своей структуре Вселенная похожа на гигантскую трехмерную паутину. Ее нити, так называемые филаменты, состоят из скоплений темной материи. В точках, где они пересекаются, сосредоточены плотные комки видимой материи – галактики и их скопления.

Структуру этой паутины астрономы изучают, наблюдая за скоплениями галактик и так называемым реликтовым излучением, которое представляет собой своеобразное "эхо" Большого взрыва. В нем можно найти информацию о том, как темная материя была распределена по мирозданию в первые мгновения существования Вселенной.

Ноам Либескинд из Потсдамского астрофизического института и его коллеги заинтересовались, влияет ли характер движения материи внутри филаментов на устройство расположенных внутри них галактик. К примеру, недавно ученые обнаружили свидетельства того, что направление вращения рукавов спиральных галактик напрямую зависит от того, в каких условиях они сформировались.

Астрофизики детально изучили структуру нескольких десятков крупных филаментов: они проанализировали снимки более ста тысяч галактик внутри этих скоплений материи, и изучили, в каком направлении вращались галактики, куда они двигались и как близко они были расположены друг к другу.

Этот анализ указал на необычный феномен – практически все галактики, расположенные внутри отдельных нитей "паутины Вселенной", вращались вокруг центральной оси этих филаментов. Это было в особенности характерно для тех областей, где темной материи было больше всего. Это делает филаменты космической паутины самым большим вращающимся объектом мироздания.

Астрофизики пока не могут точно сказать, что служит причиной этого вращения. Они предполагают, что это явление напрямую связано с процессом формирования и роста галактик внутри филаментов. Исследователи надеются, что дальнейшие наблюдения за вращением нитей "паутины Вселенной" помогут им выяснить механизм их вращения и понять, как его появление влияло на эволюцию галактик в далеком прошлом.