Ученые узнали, как 9 млрд лет назад выглядела сверхновая Рефсдала

Это первая сверхновая, которую удалось увидеть за счет гравитационного линзирования

ТАСС, 10 июня. Астрономы воссоздали структуру звезды, из которой 9 млрд лет назад родилась сверхновая Рефсдала – первая сверхновая, которую ученые засекли благодаря эффекту гравитационного линзирования. Об этом пишет пресс-служба Курчатовского института.

Сверхновую Рефсдала открыла в 2014 году космическая обсерватория "Хаббл". Ее назвали в честь норвежского астрофизика Сюра Рефсдала. Расстояние до нее столь велико, что ученые не могли подробно изучить ее даже с помощью самых больших телескопов. Астрономы заметили лишь за счет гравитационного линзирования – эффекта, при котором некоторые галактики или их скопления изменяют направление электромагнитного излучения. При удачном расположении они могут в десятки и даже сотни раз увеличивать видимость небесных объектов для астрономического оборудования.

"Именно благодаря такой "гравитационной линзе" сверхновая Рефсдала стала заметна в самый мощный и дорогой астрономический инструмент – космический телескоп имени Хаббла. Свет от сверхновой Рефсдала шел до Земли более 9 млрд лет, это примерно в два раза больше возраста нашего Солнца. <…> Расчеты ученых показали, что до взрыва звезда была голубым сверхгигантом размером в 50 солнечных радиусов <…>. На момент ее взрыва <…> возраст Вселенной составлял всего 4,3 миллиарда лет. Полученные результаты имеют большое значение для космологии и понимания процессов звездной эволюции во Вселенной", – сказали ТАСС в институте.

Эта звезда – самая далекая от Земли коллапсирующая сверхновая, чью первоначальную структуру удалось воссоздать ученым. Используя полученные данные, авторы также определили постоянную Хаббла - одну из наиболее важных космологических характеристик, описывающих динамику расширения нашей Вселенной.

В работе участвовали сотрудники Института теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова НИЦ "Курчатовский институт" (НИЦ "Курчатовский институт" - ИТЭФ), а также ученые Института космических исследований РАН, Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ", Физического института имени П.Н. Лебедева РАН и Физико-математического института имени Кавли (Япония).