Совмещение вакцин от AstraZeneca и Pfizer оказалось эффективнее двух доз от AstraZeneca

В первом случае в крови пациентов после второй дозы образовалось гораздо больше антител, да и клеточный иммунитет работал лучше

ТАСС, 4 июня. Медики из Германии выяснили, что у пациентов, которые получили вакцину компании Pfizer после первой прививки от компании AstraZeneca, не появилось опасных побочных эффектов. Более того: иммунитет, который они в результате приобрели, оказался сильнее, чем от двух вакцин одной и той же компани. Статью с описанием исследования ученые опубликовал на medRxiv.

В начале апреля 2021 года стала появляться информация о том, что после вакцин от AstraZeneca и Johnson & Johnson у некоторых людей могут образовываться тромбы. В результате в некоторых европейских странах отказались от прививок AstraZeneca. В результате многие жители этих стран в качестве второй дозы получили прививку от Pfizer. Это вызвало много споров в научном сообществе, ведь исследований о безопасности такого смешанного вакцинирования еще никто не проводил.

Исправить эту ситуацию решили ученые под руководством профессора Ганноверской медицинской школы Георга Беренса. Они собрали образцы крови у 129 немецких медицинских работников, которые в качестве первой дозы получили вакцину от AstraZeneca. Вторую дозу им позволили выбирать. В результате часть пациентов привились вакциной от Pfizer, а другие – от AstraZeneca. Благодаря этому Беренс и его коллеги смогли сравнить эффект от двух типов вакцинирования.

От приема двух разных вакцин ученые не зафиксировали существенных побочных эффектов. Кроме того, они обнаружили, что после прививки от Pfizer разных типов антител в крови пациентов стало горазо больше, чем при повторном применении вакцины от AstraZeneca.

В первом случае концентрация антител в образцах крови после второй дозы прививки в среднем увеличилась в 11-12 раз, во втором – лишь в три раза. Антитела могли соединяться с частицами коронавируса нового типа, в том числе и с новыми штаммами SARS-CoV-2, в обоих случаях. Однако после вакцины Pfizer это происходило гораздо активнее.

Аналогичные различия ученые зафиксировали в работе клеточного иммунитета. Т-клетки участников исследования, получивших обе вакцины, реагировали на фрагменты оболочки разных штаммов коронавируса значительно чаще и уничтожали их активнее, чем у пациентов из второй группы. Беренс и его коллеги считают, что результаты их исследования говорят о безопасности и эффективности нового подхода к вакцинации.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.