Ученые предложили новый способ анализа изменений дымового аэрозоля при пожаре

Таким образом ученые продемонстрировали, что спутниковые наблюдения можно использовать для проверки представлений о "старении" дымовых аэрозолей в климатических моделях

ТАСС, 1 июня. Физики разработали новый подход к изучению особенностей распространения образующегося в результате пожаров дымового аэрозоля, применив для этого данные со спутников. Результаты работы опубликовал научный журнал Atmospheric Chemistry and Physics, кратко об этом пишет пресс-служба Института прикладной физики (ИПФ) РАН.

"Исследователями ИПФ РАН в сотрудничестве с европейскими коллегами предложен новый подход к исследованию атмосферной эволюции дымового аэрозоля на основе данных спутникового зондирования атмосферы. <...> Предложенный подход позволяет иметь реалистичную картину трансформации дымового аэрозоля", - говорится в сообщении.

Дымовой аэрозоль, образующийся в результате растительных и торфяных пожаров, играет важную роль в климатических процессах, является существенным фактором загрязнения воздуха. Например, аэрозоль, образующийся в процессе пожаров в Северной Евразии, приводит в скоплению сажи в Арктике, что ускоряет изменение климата в этом регионе.

Однако понимание источников и свойств дымового аэрозоля, как пишут авторы работы, является явно недостаточным для выработки корректного описания аэрозольных процессов в химико-транспортных и климатических моделях. Для этого необходимы также сведения о том, как оптические и радиационные свойства дымового аэрозоля изменяются в процессе его атмосферной эволюции.

Разработанный в новой работе подход позволяет иметь реалистичную картину изменений дымового аэрозоля, а также возможность их рассчитывать. С использованием нового метода ученые провели анализ последствий пожаров в Сибири в 2016 году, когда произошел крупномасштабный вынос дымовых шлейфов в европейскую часть России.

В результате удалось установить, что перенос дыма от сибирских пожаров на большие расстояния связан с серьезными, ранее неизвестными изменениями оптических свойств, химического и дисперсионного состава дымовых аэрозолей. Также ученые впервые продемонстрировали, что спутниковые наблюдения можно использовать для проверки и улучшения представлений о процессах "старения" дымовых аэрозолей в атмосферных моделях для различных регионов мира.