Генетики узнали, чем отличается метаболизм клеток мозга людей и неандертальцев

Возможно, это отличие объясняет некоторые особенности Homo sapiens – например, высокий уровень интеллекта

ТАСС, 24 мая. У человека. в отличие от неандертальцев, есть мутация в гене ADSL, которая заметно влияет на метаболизм пуриновых соединений в клетках мозга. Результаты исследования опубликовал научный журнал eLife, кратко об этом пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий.

"Несмотря на отсутствие ныне живущих неандертальцев, нам удалось определить метаболические особенности современных людей и подтвердить свои гипотезы на мышиных и клеточных моделях", – рассказала Вита Степанова, аспирант Сколковского института науки и технологий и один из авторов исследования.

Расшифровка генома неандертальцев, которую провели ученые во главе со Сванте Паабо, показала, что они оставили в ДНК человека примерно 2-4% своих генов. Ученые считают, что их часть помогла нашим предкам приспособиться к жизни на севере. Еще больше интереса у антропологов вызывают те гены, структура которых отличается у неандертальцев и кроманьонцев.

Если подобные различия найдутся, ученые смогут определить причину вымирания неандертальцев, а также узнать характерные отличительные черты поведения и анатомии наших предков и их соседей. В частности, год назад Паабо и его коллеги обнаружили, что у неандертальцев была необычно развитая мускулатура и пониженный болевой порог.

В своей новой работе Паабо и его коллеги, среди которых и Вита Степанова, открыли еще одну черту, которая различает Homo neanderthalensis от Homo sapiens. Они изучали, как различается метаболизм мышц, почек и мозга людей, шимпанзе, макак и мышей на уровне отдельных клеток.

Внимание ученых привлекли различия в работе гена ADSL. В нем есть уникальная для человека мутация, которой генетики не нашли у других приматов. грызунов и неандертальцев. Этот участок генома отвечает за сборку одноименного фермента, участвующий в синтезе различных молекул, которые содержат в себе пурин – азотистое основание, лежащее в базе аденина и гуанина, двух ключевых "букв" ДНК.

Паабо, Степанова и их коллеги обнаружили в человеческой версии ADSL мутацию A429V. Предположительно она уменьшала стабильность фермента и, соответственно, снижала концентрацию пуриновых соединений в клетках мозга Homo sapiens. Генетики проверили, так ли это на самом деле, вставив человеческую и неандертальскую версию ADSL в геном мышей.

Дальнейшие наблюдения показали, что при появлении человеческой версии ADSL в геноме нейроны грызунов действительно начали производить значительно меньше соединений пурина, тогда как неандертальская вариация этого гена не повлияла на метаболизм мозга мышей.

Паабо и его коллеги предполагают, что эта мутация играла важную роль в развитии уникальных человеческих способностей, в том числе высокого уровня интеллекта. В пользу этого, в частности, говорит то, что сбои в метаболизме пуринов в клетках мозга часто приводят к появлению тяжелых нарушений интеллектуального развития.

Дальнейшие опыты на животных и изучение геномов современных и древних людей, как надеются ученые, дадут окончательный ответ на этот вопрос и помогут узнать, как именно различались интеллектуальные способности неандертальцев и кроманьонцев.