Все новости

Ученые создали суррогаты керосина для разработки экологичных авиадвигателей

Они помогут создавать двигатели с меньшим уровнем канцерогенных выбросов в атмосферу

САМАРА, 18 мая. /ТАСС/. Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева провели исследования и разработали суррогаты авиационного керосина на порядок точнее зарубежных аналогов, сообщила во вторник пресс-служба Самарского университета. Предполагается, что разработка поможет создавать более экологичные авиадвигатели с меньшим уровнем канцерогенных выбросов в атмосферу.

"Продукты сгорания углеводородного топлива, как известно, обладают канцерогенной активностью, так как в их составе содержатся полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), которые способны вызывать мутацию клеток и раковые заболевания у живых организмов. Поэтому задача выявления механизмов образования ПАУ при горении топлива остается очень актуальной при разработке новых авиадвигателей - конструкторы просчитывают и моделируют процессы горения, стараясь уменьшить уровень вредных, в том числе канцерогенных выбросов", - цитирует пресс-служба старшего научного сотрудника научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ-209) Самарского университета Сергея Матвеева.

Топливом для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) является керосин, который состоит из сотен углеводородных компонентов. Для того, чтобы конструкторы авиадвигателей заранее могли рассчитать и спрогнозировать уровни вредных выбросов, ученые создают "облегченные" топливные смеси, которые воспроизводят наиболее важные с точки зрения экологии показатели реального авиатоплива - суррогаты. При этом Матвеев отметил, что среди существующих суррогатов мало таких, которые помогали бы прогнозировать уровень канцерогенности выбросов. Так, показатели зарубежных суррогатов порой в 10 раз отличаются от данных настоящего топлива, отметил ученый.

Самарские ученые во время своих разработок выбрали керосин марки ТС-1 (зарубежный аналог Jet-A). Во время экспериментов ученые разработали детальный кинетический механизм, включающий пути образования канцерогенных ПАУ и оксидов азота и состоящий из 597 веществ и почти 12 тыс. реакций. По итогам экспериментов были созданы и испытаны два варианта суррогатов керосина, которые, как показали испытания, точнее всего воспроизводят характеристики реального авиатоплива. По результатам испытаний самарские суррогаты оказались примерно на порядок точнее зарубежных аналогов в плане соответствия тем или иным свойствам настоящего авиационного керосина, отметили в пресс-службе вуза.

Разработанные самарскими учеными суррогаты могут применяться в конструкторских бюро на этапе проектирования и доводки камер сгорания авиационных ГТД, что позволит улучшить их экологические характеристики и уменьшить объем канцерогенных выбросов в атмосферу.