Крупный генетический центр откроется в "Сириусе" до начала 2022 года

Ученые из "Сириуса" также планируют найти у долгожителей гены, защищающие от болезней пожилого возраста

МОСКВА, 17 мая. /ТАСС/. Генетический центр, состоящий из 10 лабораторий, и соответствующие магистерские программы откроются в университете "Сириус к началу учебного года, сообщил в понедельник в интервью "Известиям" директор Научного центра генетики и наук о жизни вуза Евгений Рогаев.

"Олимпийский медиацентр переоборудуют в огромную генетическую лабораторию. Говорят, что он откроется к началу учебного года, но мы думаем, что наш переезд может затянуться. В любом случае мы намерены въехать в новые помещения до начала 2022 года. <...> Для этого [работы в лабораториях] уже в этом году мы открываем магистерские программы университета "Сириус", - рассказал Рогаев, отметив, что будет запущена специальная программа "Генетика и генетические технологии".

В строящемся корпусе площадью 9 тыс. квадратных метров будет находиться 10 лабораторий по направлениям генетика, иммунология и биомедицина, нейробиология, генная терапия, биотехнология, биология и биотехнология растений, геномное редактирование животных, спортивная медицина, биоматериалы, наномедицина. Возможно позже удастся открыть направления молекулярная онкология, аквабиология и экология, добавил директор центра. Он подтвердил, что оборудование для лабораторий закуплено на 2 млрд рублей, а некоторые подаренные приборы стоят $1,5 млн.

Среди приоритетных научных направлений, которые будут развиваться в новых лабораториях "Сириуса", Рогаев в беседе с изданием отметил создание генотерапевтических препаратов для иммунотерапии онкологических заболеваний, технологии для генной терапии наследственной слепоты, наноматериалов для особо чувствительной диагностики или биоактивных материалов для восстановления кожного покрова.

Поиск генов, защищающих от болезней пожилого возраста

Ученые Научного центра генетики и наук о жизни исследуют геномные механизмы, связанные с процессом старения людей, и планируют найти у долгожителей гены, защищающие от болезней пожилого возраста.

"Наша цель на первом этапе - закончить секвенирование (определение последовательности нуклеотидов в цепи ДНК) геномов ста человек. Если я не ошибаюсь, у нас в стране насчитывается не менее 20 тыс. столетних. Главная задача - найти у долгожителей гены, которые защищают их от общих болезней пожилого возраста, таких как атеросклероз, рак, болезнь Альцгеймера", - рассказал газете Рогаев. Он добавил, что ученых из "Сириуса" особенно интересуют процессы старения мозга.

Рогаев также отметил, что в задачи ученых центра входит определение того, какие геномные участки и гены меняются эпигенетически (без изменения нуклеотидной последовательности молекулы ДНК ) при старении нейронов мозга.

Научно-технологический университет "Сириус" - проект фонда "Талант и успех" для студентов и молодых ученых. Задача университета - сформировать непрерывный образовательный и карьерный трек для талантливых школьников, студентов, ученых и специалистов. Университет реализует собственные и сетевые программы высшего образования - программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, созданные в партнерстве с ведущими университетами и научно-исследовательскими институтами. В 2019 году "Сириус" запустил первые краткосрочные образовательные программы в партнерстве с ведущими российскими компаниями и университетами.