Почти полное вымирание калифорнийских кондоров не привело к их вырождению

Ученые сделали такой вывод, устроив генетическую перепись среди этих птиц
Калифорнийский кондор Georgi Baird/Shutterstock/FOTODOM
Описание
Калифорнийский кондор
© Georgi Baird/Shutterstock/FOTODOM

ТАСС, 13 мая. Экологи из США провели генетическую перепись среди калифорнийских кондоров, чья популяция почти полностью вымерла в 1982 году, и не нашли никаких следов их вырождения. Это позволит в ближайшие годы полностью восстановить их популяцию, пишут исследователи в статье в журнале Current Biology.

"Популяция кондоров резко сократилась в прошлом столетии, однако геном этих птиц сохранил высокий уровень разнообразия. Это крайне неожиданное открытие значительно повышает шансы на полное восстановление численности этих птиц при условии, что все угрозы для их существования будут ликвидированы", - заявила научный сотрудник университета Калифорнии в Сан-Франциско (США) Жаклин Робинсон, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

Калифорнийские кондоры - крупные хищные птицы, чья масса составляет около 8-10 кг, а размах крыльев может достигать трех метров. В недавнем прошлом они были широко распространены в горах Калифорнии и других юго-западных штатов США, однако к началу 1980 годов численность кондоров упала до нуля в дикой природе и до 22 особей в неволе. Исчезновение этих птиц заставило власти Соединенных Штатов запустить масштабную программу по восстановлению их популяции, в результате чего популяция этих птиц сегодня насчитывает около 500 особей.

Робинсон и ее коллеги заинтересовались тем, привело ли быстрое исчезновение кондоров в прошлом столетии, а также скрещивание выживших птиц в рамках программы восстановления популяции к резкому снижению уровня генетического разнообразия среди этих птиц. Вырождение, как объясняют экологи, может сделать кондоров гораздо более уязвимыми к различным болезням и резким переменам в условиях окружающей среды.

Возрождение кондоров

Для получения таких сведений калифорнийские экологи собрали образцы крови у трех калифорнийских кондоров, расшифровали их геномы и сравнили их структуру между собой, а также с тем, как была устроена ДНК у двух близких родственников этих птиц, андских кондоров и грифов-индеек. Этот анализ помог ученым оценить текущий уровень генетического разнообразия в популяции калифорнийских кондоров, а также изучить то, как менялась их численность в последние несколько десятков тысяч лет.

Как оказалось, вымирание этих птиц было связано не только с деятельностью человека, но и с переменами в природных условиях обитания кондоров. В пользу этого, в частности, говорит то, что в конце эпохи оледенения их численность превышала несколько десятков тысяч, однако в последующие тысячелетия она плавно снижалась, упав до критически низких значений к началу XX века.

Несмотря на это, уровень генетического разнообразия в популяции этих птиц, по словам Робинсон и ее коллег, до сих пор остается необычно высоким. В этом отношении кондоры не только не уступают популяциям их андских сородичей, которым тоже угрожает вымирание, но и оказались сопоставимы с грифами-индейками, чья численность даже сегодня остается крайне высокой.

Пока ученые не могут точно сказать, как кондорам удалось избежать вырождения, однако они связывают это с крупными размерами их популяции в ледниковую эпоху. Последующий детальный анализ геномов этих птиц, как надеются экологи, поможет найти ответ на этот вопрос и понять, какие проблемы генетического характера могут помешать дальнейшему восстановлению популяции кондоров.