Ученые назвали факторы, которые могут снижать эффективность РНК-вакцин от коронавируса

Среди них, в частности, – ожирение и курение

ТАСС, 16 апреля. Итальянские медики выяснили, что ожирение, повышенное давление и курение могут уменьшать количество антител, которые вырабатываются в результате прививки РНК-вакцинами от компаний Moderna и Pfizer. Результаты исследования ученые опубликовали на medRxiv.

В основе вакцин от коронавируса нового типа, которые разработали компании Pfizer-BioNTech и Moderna, лежат жировые наночастицы с фрагментом РНК SARS-CoV-2. Они могут проникать в клетки человека и заставлять их вырабатывать большое количество фрагментов белковой оболочки SARS-COV-2. Иммунитет реагирует на них и защищает организм от дальнейших заражений.

Практика показывает, что благодаря обеим вакцинами у большинства пациентов появляется достаточно сильный иммунный ответ. В результате их организм вырабатывать антитела, которые могут нейтрализовать частицы коронавируса. В некоторых редких случаях, однако, после прививки иммунитет к SARS-CoV-2 не появляется. Разработчики выясняют, почему это происходит.

Возможную причину этого выяснили медики под руководством научного сотрудника университета "Сапиенца" Микико Ватанабэ. В ходе своего исследования они проследили, как побочные факторы влияли на концентрацию антител в организме 70 жителей Рима, которые получили две дозы вакцины компании Pfizer.

Ученые наблюдали за их здоровьем и каждую неделю собирали образцы их крови, отслеживая, как организм пациентов реагировал на прививки. После того, как все участники опытов получили вторую дозу вакцины, медики измерили окончательный уровень антител в их организме и сравнили эти показатели друг с другом.

В наибольшей степени с концентрацией антител оказались связаны четыре фактора. В частности, в крови итальянцев, которые страдали от ожирения, в среднем было в 1,5-2 раза меньше антител, чем у их среднестатистических сверстников. Похожие пропорции были характерны для курящих и некурящих, гипертоников и людей с низким давлением, а также для пациентов с повышенной и нормальной концентрацией жиров в крови.

Это в равной степени было характерно как для мужчин, так и для женщин и не менялись при учете различий в возрасте добровольцев. Это говорит, что ожирение, курение и гипертония могут быть связаны с эффективностью действия РНК-вакцин на организм человека. Причины этого пока остаются неизвестными.

"С одной стороны, мы пока не можем сказать, как низкая концентрация антител влияет на вероятность развития тяжелых форм COVID-19. С другой, наблюдения последних месяцев показывают, что количество антител в организме напрямую коррелирует с уровнем его защиты от различных вирусов, в том числе и SARS-CoV-2. Поэтому это явление нужно продолжать изучать", – пишут исследователи.

Ватанабэ и ее коллеги считают, что это нужно учитывать как при первичной, так и при повторной вакцинации. В частности, тем людям, которые входят в одну или сразу несколько из открытых ими групп риска, ученые предлагают ставить повторные прививки раньше.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.