ТАСС, 13 апреля. Нейрофизиологи выяснили, что храп и другие проблемы с дыханием во сне могут ассоциироваться с повышенной вероятностью аномалий в развитии мозга детей. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.
Примерно каждый десятый ребенок и взрослый на Земле страдает от апноэ во сне – проблем с дыханием, которые сопровождаются появлением храпа, дневной сонливостью и другими нарушениями. До недавнего времени они не привлекали большого внимания ученых.
Открытия последних лет показывают важность здорового сна: например, он примерно на 43% понижает вероятность сердечной недостаточности и других серьезных проблем с работой органов кровообращения. Поэтому исследователи ищут другие проявления нарушений дыхания во время сна.
В новом исследовании Исайя и его коллеги провели одно из самых масштабных исследований такого рода. На это их натолкнули рассказы о том, что дети, которые храпят ночью, зачастую не справляются с программой обучения или особенно плохо себя ведут в школе по сравнению с нормально спящими братьями и сестрами.
Чтобы проверить, так ли это, нейрофизиологи проследили за поведением более чем 10 тыс. американских школьников в возрасте от девяти до десяти лет. Кроме того, исследователи изучали и структуру их мозга.
Ученые проанализировали снимки мозга подростков, полученные с помощью магнитно-резонансных томографов, а также выяснили у их родителей, как часто их дети храпят и какие проблемы поведения и успеваемости для них характерны.
Сопоставив эти данные, Исайя и его коллеги обнаружили, что между храпом, развитием мозга и проблемами в школе действительно есть статистическая связь. В частности, дети, у которых проблемы с дыханием во сне проявлялись более четырех раз в неделю, отличались необычно низким уровнем самоконтроля и успеваемости в школе.
Причину этого ученые видят в том, что мозгу этих детей во время сна недоставало кислорода. В частности, их префронтальная кора была значительно тоньше, чем у сверстников, а объем многих отделов мозга в передней части полушарий у храпящих детей был заметно меньше. Все эти области, по словам исследователей, связаны с самоконтролем и умением воспринимать и анализировать сложную информацию.
Пока ученые не могут точно сказать, можно ли как-то предотвратить подобные нарушения в развитии мозга. Однако они предполагают, что большинства из них можно избежать, если восстановить нормальное дыхание детей во сне. В ближайшее время они планируют проверить эту гипотезу, изучив, как меняется поведение и успеваемость детей после операций по удалению аденоидов и миндалин.