Ученые нашли "виновника" устойчивости туберкулезной палочки к лекарствам

Им оказался белок из семейства рубредоксинов

ТАСС, 8 апреля. Ученые выяснили, что туберкулезная палочка устойчива к лекарствам и иммунному ответу благодаря белку из семейства рубредоксинов. Он помогает бактериям адаптироваться к внешним условиям. Результаты исследования опубликовал научный журнал Bioorganic Chemistry, кратко об этом пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий.

Туберкулезная палочка (Mycobacterium tuberculosis) может выживать в макрофагах – клетках иммунной системы, которые пожирают чужеродные для человека бактерии. Отмечающийся в последние десятилетия рост устойчивости M. tuberculosis к применяемым лекарственным препаратам стал серьезной проблемой для ученых и медиков. Чтобы ее решить, нужно найти принципиально новые молекулы-мишени лекарственных соединений, а также раскрыть принципы работы молекулярных механизмов, в результате которых эта бактерия обретает устойчивость к лекарствам.

В новой работе ученые исследовали кристаллическую структуру и функции рубредоксина B (RubB), который обеспечивает функционирование белков семейства цитохром P450 (CYP) в условиях дефицита железа при образовании гранулем — безуспешной попытки иммунной системы человека побороть туберкулез.

Как пояснили авторы исследования, процессы поглощения, хранения и утилизации железа не только являются неотъемлемыми условиями поддержания патогенности бактерии M. tuberculosis, но и могут способствовать возникновению новых штаммов со множественной и широкой лекарственной устойчивостью.

Ученые отмечают, что бактерия M. tuberculosis способна "переключаться" на железосодержащий белок RubB в стрессовых условиях и таким образом выживать и сохранять патогенные свойства. "Мы предположили, что бактерия M. tuberculosis имеет собственную систему трансформации ксенобиотиков, аналогичную системе метаболизма лекарственных соединений у человека", – отметила Наталья Струшкевич, старший преподаватель Сколковского института науки и технологий и один из авторов работы.