Ученые считают, что женское бесплодие может быть связано со старением стволовых клеток

В Институте цитологии РАН отметили, что в силу различных факторов (стрессовые состояния, инфекции, воспаления или последствия аборта) стволовые клетки эндометрия могут подвергнуться клеточному старению

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 апреля. /ТАСС/. Российские ученые утверждают, что старение стволовых клеток, входящих в состав ткани органа женской репродуктивной системы, может негативно влиять на способность женщины забеременеть.

Стволовые клетки существуют в каждой ткани организма человека. Они являются своего рода строительными кирпичиками, которые приобретают различные свойства для решения важных задач, например, участвуют в регенерации ран и повреждений, обеспечивают функционирование практически всех тканей организма на протяжении жизни человека.

"Мы изучаем процессы, связанные со старением клеток, а именно старением стволовых клеток в ткани эндометрия - внутренней слизистой оболочки матки, - сказала ТАСС старший научный сотрудник Института цитологии (ИНЦ) РАН Александра Бородкина. - Правильное функционирование этой ткани является критически важным для имплантации и последующего развития эмбриона человека. В модельных системах нам удалось установить связь между старением эндометриальных стволовых клеток и нарушениями процессов предымплантационной трансформации ткани и непосредственно имплантации", - сказала Бородкина.

Она пояснила, что в силу различных факторов (стрессовые состояния, инфекции, воспаления или последствия аборта) стволовые клетки эндометрия могут подвергнуться клеточному старению. Эти факторы могут повредить клетки, приводя к тому, что они перестанут выполнять часть своих функций. При этом поврежденные клетки не умирают, а продолжают вести обмен веществ, но с множеством нарушений. В норме клетки иммунной системы стараются распознать и уничтожить старые клетки, чтобы не допустить развития патологий.

"Мы показали, пока на клеточных моделях, что когда стволовые клетки эндометрия стареют, то они не способны превратиться в тип клеток, необходимый для имплантации. Более того, на модели имплантации мы показали, что старение эндометриальных стволовых клеток непосредственно нарушает процесс имплантации. Эмбрион не может прикрепиться к стенке матки, что может быть одной из причин женского бесплодия. Аналогичным образом старение эндометриальных стволовых клеток может негативно сказываться на эффективности экстракорпорального оплодотворения, которое на сегодняшний день является самым перспективным подходом к лечению бесплодия", - отметила Бородкина.

По ее словам, сейчас петербургские ученые ведут поиски сенолитиков - веществ, которые позволят направлено удалять старые стволовые клетки и при этом будут безопасными для здоровых клеток.