Ученые: в Арктике нужно создать сеть станций, фиксирующих невыявленные землетрясения

По мнению ученых, такая сеть сможет регистрировать достаточное количество землетрясений, а полученные данные могут быть использованы для изучения глубинных структур с помощью сейсмической томографии и других методов

НОВОСИБИРСК, 2 апреля. /ТАСС/. Сеть сейсмостанций, фиксирующих незарегистрированные землетрясения, необходимо создавать в считающихся асейсмичными районах Арктики. К такому выводу пришли ученые Института нефтегазовой геологи и геофизики (ИНГГ), установив шесть временных сейсмостанций на дрейфующей льдине в Баренцевом море, сообщает пресс-служба ИНГГ СО РАН.

"Ученые полагают, что для получения информации о сейсмическом строении земной коры Арктического региона необходимо создать сеть, состоящую из более чем десятка станций, расположенных на значительном удалении друг от друга и работающих не менее нескольких месяцев. Такая сеть сможет регистрировать достаточное количество землетрясений, а полученные данные могут быть использованы для изучения глубинных структур с помощью сейсмической томографии и других методов", - говорится в сообщении.

В науке считается, что большинство обнаруженных в Арктике землетрясений локализованы вдоль хребта Гаккеля, в то время как другие районы выглядят асейсмичными. Ученые считают, что так кажется из-за недостатка информации о фоновой сейсмичности в данных районах, что может стать причиной их неправильной оценки, а впоследствии аварий. Для решения этой проблемы, в рамках первого этапа программы "ТрансАрктика-2019" ученые установили на дрейфующей льдине в Баренцевом море шесть временных сейсмостанций, четыре из которых собирали данные в течение 20, а две - на протяжении 14 дней.

Были зарегистрированы несколько сейсмических сигналов, которые возникали при сильных порывах ветра и трещинообразовании, при колебаниях ледяного покрова от волн зыби и при сдвиговых движениях льда. Удалось также зафиксировать сигналы от нескольких удаленных землетрясений, которые официально не были зафиксированы Международным сейсмологическим центром (ISC). Определить его координаты не удалось, ввиду малой апертуры.

"Это дает основание утверждать, что использование плавучих сетей может значительно улучшить качество обнаружения сейсмичности с умеренными и небольшими магнитудами", — говорит Андрей Яковлев.