Генетики обвинили белки кишечной палочки в пособничестве болезни Крона

Ученые надеются, что благодаря их открытию удастся создать лекарство от этого заболевания

ТАСС, 1 апреля. Белки, которые вырабатывает один из штаммов кишечной палочки, служат одним из ключевых факторов появления болезни Крона – тяжелого воспалительного заболевания кишечника. К такому выводу пришли канадские биологи, статью которых опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Поверхность кишечника 70-80% пациентов с болезнью Крона заселена кишечной палочкой, которая относится к штамму AIEC. До недавнего времени мы не знали, ни как они связаны с этой болезнью, ни какую роль они играют в ее развитии. Теперь мы предполагаем, что эти микробы служат причиной ее возникновения", – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета Макмастера (Канада) Брайан Кумбс.

Болезнь Крона – это одно из относительно тяжелых хронических воспалительных заболеваний кишечника. Как правило, у пациентов с ней на стенках кишки, пищевода и других частей желудочно-кишечного тракта появляются множественные очаги воспалений, язв и рубцов. Без медицинского вмешательства они не исчезают.

Ученые не знают причин возникновения этой болезни. Предположительно в этом замешаны как генетические факторы, так и бактериальные инфекции или паразитические черви, которые нарушают нормальную работу иммунитета пищеварительной системы и заставляют его атаковать клетки пищевода и кишечника.

В новой работе Кумбс и его коллеги выяснили возможную причину развития болезни Крона. Они изучали бактерии, которые обитают на поверхности поврежденных стенок кишечника и в больших количествах присутствуют в других регионах пищеварительной системы носителей этого заболевания.

Внимание биологов привлек один из штаммов кишечной палочки, AIEC, который зафиксировали почти у всех больных. Он активно размножался как на поверхности, так и внутри поврежденных тканей пищеварительной системы, а также вытеснял все другие конкурирующие виды бактерий.

Заинтересовавшись способностью этого штамма проникать внутрь стенок кишечника, биологи детально изучили структуру его ДНК. Выделив набор из нескольких сотен участков генома, активных только в штамме AIEC, ученые попытались выяснить их роль в жизни микробов, случайным образом отключая их.

Опыты на мышах показали, что отключение одного из подобных наборов генов, T4SS, предотвращало воспаления и другие последствия болезни Крона. Это было связано с тем, что потеря этой части генома лишала кишечную палочку способности формировать белковые биопленки на поверхности кишечника.

Ученые предполагают, что появление этой биопленки ведет к развитию хронических воспалений и способствует формированию комфортной среды обитания для AIEC. Что интересно, гены из семейства T4SS включались в кишечной палочке только тогда, когда микробы попадали в кишечник грызунов, что еще раз свидетельствует об их прямой связи с болезнью Крона.

Кумбс считает, что результаты их работы открывают дорогу для создания лекарств от этого заболевания, которые смогут бороться с его причиной, а не с симптомами.