Биологи выяснили, как витамин B1 взаимодействует с раковыми клетками

От него зависит устойчивость клеток опухоли к лекарствам, выяснили ученые

ТАСС, 1 апреля. Ученые проследили, как витамин B1 действует на раковые клетки. Оказалось, что в некоторых случаях он повышает их стойкость к химиотерапии, а в других, – наоборот, снижает. Это нужно учитывать при подборе терапии, пишет пресс-служба Российского научного фонда. Результаты исследования опубликовал научный журнал Frontiers in Genetics.

"Эффективность противоопухолевой терапии может зависеть от комбинации адаптаций раковых клеток к противоопухолевым препаратам и доступности клеткам тиамина, витамина B1", – рассказала Виктория Буник, профессор МГУ им. Ломоносова и один из авторов исследования.

В последние годы биологи и медики начали активно изучать, какую роль играют различные формы витамина B в развитии раковых опухолей и в том, насколько активно организм пытается бороться с ними. Эксперименты показывают, что многие типы раковых клеток активно поглощают молекулы этих веществ, что позволяет бороться с опухолями, лишая их доступа к витамину B или покрывая его молекулами наночастицы, которые могут уничтожать рак.

При этом в организме многих онкобольных наблюдается серьезная нехватка витамина В, что само по себе опасно для их организма. В последние годы медики и ученые активно обсуждают возможность использования витамина В для укрепления здоровья пациентов. Однако безопасность подобного пока не до конца ясна: ученые пока не до конца понимают, какую роль он играет в жизненных процессах внутри раковых клеток.

В ходе новой работы ученые из России и Швеции проследили, как большие количества витамина В1 влияли на жизнедеятельность нескольких культур раковых клеток легких, а также на то, насколько хорошо они сопротивлялись действию одного из популярных противораковых препаратов – цисплатина. Часть культур клеток была очень уязвима перед химиотерапией, а у другие – стойки к цисплатину за счте мутаций в гене p21 (именно на него действует этот препарат).

Эти же опечатки в ДНК, по словам российских и шведских биологов, необычным образом действовали на то, как витамин В1 влиял на поведение раковых клеток. Если ген p21 был поврежден, то тиамин усиливал действие цисплатина и лишал раковые клетки стойкости к действию химиотерапии, а при отсутствии подобных мутаций наблюдалась обратная картина – раковые клетки переставали реагировать на лекарство.

Подобные результаты, по словам Буник и ее коллег, говорят о том, что концентрацию витамина В1 в организме онкобольных нужно учитывать при подборе лекарств и стратегий борьбы с опухолью. В особенности это касается тех больных, чьи злокачественные новообразования почти не поддаются лечению.