Уровень социальности животных связали с продолжительностью их жизни

Вероятно, именно этим можно объяснить долгую жизнь людей

ТАСС, 31 марта. Эволюционная взаимосвязь между типичной продолжительностью жизни различных видов животных, сложностью их сообществ и уровнем социальности их самих может объяснять необычно долгую жизнь людей. К таким выводам пришли ученые, статью которых опубликовал научный журнал Trends in Ecology and Evolution.

"Существуют свидетельства, что сильные социальные связи помогают выживанию организмов, которые живут относительно медленно, в том числе и людей. Мы предполагаем, что здесь существует позитивная обратная связь – некоторые формы социального поведения ведут к удлинению жизни, а увеличение ее продолжительности способствует укреплению этих связей", – рассказал один из авторов исследования, профессор Эксетерского университета (Великобритания) Дэйв Ходжсон.

Эволюционистов давно интересует, как появилось коллективное сосуществование и какие законы управляют поведением животных внутри подобных сообществ – например, тем, почему они иногда проявляют альтруизм и начинают заботиться о потомстве неродственных им особей. К примеру, недавно биологи выяснили причину одной из форм подобного поведения, наблюдая за жизнью нескольких колоний ос.

Изучая стратегии выживания и продолжения рода, характерные для разных животных, Ходжсон и его коллеги открыли необычную эволюционную закономерность, которая связывает уровень социальности тех или иных видов животных и типичную продолжительность их жизни.

В целом животных в этом отношении можно разделить на две категории. С одной стороны, существует большое число видов позвоночных и беспозвоночных существ, оставляющих большое количество потомства, но при этом живущих относительно недолго и отличающихся высокой скоростью обмена веществ. При этом многие другие животные сосредоточены на своем выживании и продолжают свой род не так активно.

Сравнивая стратегии выживания представителей этих двух "стилей жизни", биологи обратили внимание, что представители первой категории редко были высокоразвитыми социальными живыми существами, тогда как для второй группы живых существ это было нормой. Чем выше был уровень их социальной организации, тем в среднем дольше жили особи этой группы животных по сравнению с другими существами сопоставимой массы.

Столкнувшись с этой закономерностью, Ходжсон и его коллеги проверили, может ли она быть следствием эволюционных процессов или простым совпадением. Для этого ученые просчитали поведение нескольких групп животных с разными сроками жизни и стратегиями поведения, используя компьютерные модели.

Эти расчеты указали, что высокий уровень социального развития и тесные социальные связи внутри групп животных становятся более выгодными при высокой продолжительности жизни индивидов и низкой скорости их размножения. Это говорит в пользу то, что социальные отношения могут играть не менее важную роль в эволюции живых существ, чем скорость их размножения и метаболизма.

По словам Ходжсона, в ближайшее время биологи планируют проверить справедливость этой теории на практике, детально изучив социальные структуры, характерные для разных видов животных, и сопоставив их с тем, какой типичной продолжительностью жизни обладают представители каждой подобной группы живых существ.