Действие хронических вирусных инфекций на иммунитет оказалось сродни старению

Ученые подозревают, что возникающие в результате подобных заболеваний изменения в клетках имеют эпигенетическую природу

ТАСС, 30 марта. Борьба с хроническими инфекциями ускоряет старение всей иммунной системы. К такому выводу пришли биологи, статью которых опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Хронические воспаления, связанные с дисфункцией иммунной системы, давно считаются одной из главных проблем, связанных со старением. Пока нельзя сказать, служат ли хронические вирусные инфекции главной причиной их появления. Теперь точно ясно лишь то, что и старение, и инфекции сильно меняют работу иммунитета", – рассказал один из авторов исследования, доцент Института исследований старения им. Бака Дэвид Фурмэн.

Ученые не могут прийти к единому мнению относительно того, что как проходит старение у человека и всех многоклеточных. Часть из них предполагает, что этот процесс происходит вовсе не случайно, его контролирует специальная "программа смерти". Ее контролирует взаимосвязанный набор генов, который заставляет тело стареть и умирать, уступая место новому поколению людей или других живых существ.

Другие ученые полагают, что старение абсолютно случайно, оно происходит само по себе в результате накопления мутаций и случайных поломок в клетках.

И те, и другие согласны в одном: по мере старения организма в нем усиливаются воспалительные процессы и формируются хронические очаги воспалений. Из-за них возникает постоянный клеточный стресс, в результате чего клетки массово гибнут в разных органах. В результате последние постепенно выходят из строя.

В ходе нового исследования Фурмэн и его коллеги обнаружили, что в этом процессе могут быть замешаны хронические вирусные инфекции. Ученые в течение десяти лет следили за тем, как менялось состояние здоровья примерно ста жителей США с ВИЧ или гепатитом C. Пациенты с ВИЧ постоянно получали дозы антиретровирусных препаратов, а с гепатитом C – прошли курс суфусбувира – лекарства, которое очищает организм от всех следов этого вируса.

Исследователи фиксировали, как работал иммунитет пациентов, когда они еще были носителями вируса, а также после окончания курса лечения. Полученную информацию ученые сравнивали с данными проекта “Тысяча иммуномов”, в рамках которого исследователи изучают работу иммунных клеток пожилых людей.

Нарушения в работе иммунных клеток, которые вызывали старение и хронические инфекции, оказались похожи. В частности, в результате эти клетки становились менее чувствительны к молекулам, которые подавляют воспалительные процессы; активность цепочек генов, которые отвечают за сигналы, стимулирующие иммунитет, увеличивалась, а количество так называемых "наивных" Т-клеток, критически важных для борьбы с новыми инфекциями, уменьшалось.

Многие из этих изменений не исчезли даже через год после завершения курса лечения, когда в организме зараженных вирусом гепатита C не оставалось его следов. Исследователи считают, что это может говорить о том, что многие другие хронические вирусные инфекции, которые за свою жизнь неоднократно переживает практически каждый человек на Земле, могут служить одним из главных движущих факторов всего процесса старения.

Как именно возникают эти изменения в работе иммунных клеток, биологи пока не могут сказать. Однако они предполагают, что те носят эпигенетическую природу. В ближайшее время Фурмэн и его коллеги планируют проверить эту гипотезу.