Российские ученые создали "биомикроботов" для обнаружения раковых клеток в организме

По словам разработчиков, они могут не только находить, но и специальным образом помечать эти клетки

ТАСС, 19 марта. Из магнитных наночастиц и антител ученые создали "биомикроботы", которые могут находить в организме различные макромолекулы, в том числе раковые клетки, и помечать их. Результаты исследования опубликовал Journal of Magnetism and Magnetic Materials, кратко об этом пишет пресс-служба НИТУ "МИСиС".

При лечении раковых опухолей важно точно определить и визуализировать зараженные клетки, которые могут очень долго себя не обнаруживать. Если этого не сделать, заболевание может развиваться незаметно до самых поздних стадий, лечить которые сложнее. Для решения этой задачи "проблемные" клетки нужно точечно находить и помечать особыми маркерами.

В новой работе сотрудники НИТУ "МИСиС" и РНИМУ им. Пирогова продемонстрировали, что если особым образом соединить магнитные наночастицы с антителами, то их можно использовать в виде "микроботов", которые находят клетки и помечают их.

Чтобы создать такой микробот, ученые сначала синтезировали наночастицы оксида железа однородной формы, размером 40-50 нанометров. Затем их модифицировали так, чтобы материал мог функционировать в водных растворах и в физиологических средах. На заключительной стадии синтеза к наночастицам присоединили видоспецифические антитела с флуоресцентным красителем.

"Наши опыты показали, что полученные наночастицы с антителами специфически связываются с первичными антителами против белка тубулина, и это визуализируется в цитоплазме в виде характерных волокон, и против катенина, который располагается на мембранах клетки и участвует в образовании межклеточных контактов", – сказал один из авторов исследования, сотрудник НИТУ "МИСиС" Алексей Никитин.