Ученые узнали молекулярные механизмы образования приводящих к болезни Альцгеймера белков

Результаты исследования могут быть полезны для лечения болезней, связанных с накоплением амилоида

ТАСС, 12 марта. Российские ученые изучили молекулярные механизмы образования особой формы белков – амилоидов, которые служат признаком болезней Альцгеймера или Паркинсона. Результаты работы опубликовал International Journal of Molecular Science, кратко об этом пишет пресс-служба Института теоретической и экспериментальной биофизики (ИТЭБ) РАН.

Амилоиды представляют собой особую фибриллярную форму белков. Они стали широко известны из-за своей связи с болезнями Альцгеймера, Паркинсона или диабетом II типа. Всего существует более 40 болезней человека, связанных с амилоидами, причем они с большим трудом поддаются лечению или вовсе неизлечимы.

"Задачей нашей работы было углубиться в проблему структурных изменений при формирования амилоидных агрегатов на примере модельного белка – миозин-связывающего белка С. Этот белок в сократительной единице мышц – саркомере – взаимодействует с другими саркомерными белками и образует комплекс, выполняющий структурную функцию и являющийся по сути мышечным каркасом", – объяснил один из авторов исследования, старший научный сотрудник ИТЭБ РАН Александр Бобылев.

Формирование пространственной структуры белков важно для жизнедеятельности клеток. Когда она нарушается, могут образоваться жесткие агрегаты – амилоиды. Хотя амилоидные агрегаты изучают уже давно, но, как пишут авторы работы, существенного прогресса в этой области наука пока не достигла. Это связано с тем, что для изучения структуры белков при их переходе в форму, которая связана с патологией, необходимо применять большое количество сложных методов анализа.

Усугубляет ситуацию и то, что помимо патологических амилоидов существуют также функциональные амилоиды, агрегация белков которых необходима для выполнения различных функций. При этом считается, что они имеют одинаковую структуру и свойства. И ученые пока также не могут понять, почему одни амилоидные агрегаты токсичны для организма, а другие, наоборот, даже "полезны". Как пояснили в ИТЭБ РАН, это главный вопрос, ответом на который станет путь решения основной проблемы – лечение болезней, связанных с накоплением амилоидов.

В новом исследовании ученые показали, что выделенный из организма С-белок в искусственных условиях легко образует амилоиды, даже легче чем патологические амилоиды, такие как амилоидный бета-пептид, который служит одним из патологических признаков болезни Альцгеймера. Полученные результаты, как добавили в ИТЭБ РАН, расширяют представления о молекулярных механизмах образования амилоидов, и могут быть полезны для разработки методов лечения амилоидозов.