В Японии найдены фальсификации в докладе о новом методе выращивания тканей

Речь идет о методе перепрограммирования клеток, представленном ранее исследователями из института RIKEN

ТОКИО, 1 апреля. / Корр. ИТАР-ТАСС Василий Головнин/. Со скандальными разоблачениями выступила 1 апреля специальная следственная комиссия японского государственного Института естественных наук (RIKEN), которая обнаружила фальсификации в исследованиях своих коллег, которые еще недавно вызвали сенсацию в научном мире и прославлялись как революционные. Речь идет о методике так называемого перепрограммирования живых клеток с целью выращивания из них тканей любого типа. В конце января два доклада об этом революционном методе были опубликованы в авторитетном международном научном журнале Nature, что само по себе становится признаком высочайшего мирового признания.

Правительство Японии в конце января заявило о решении оказать щедрую финансовую поддержку разработчикам новой методики, которая, как ожидалось, даст мощный толчок развитию регенеративной медицины и откроет новые перспективы в лечении рака и других тяжелых заболеваний. Однако достаточно быстро в научной среде стали высказываться сомнения в работах этой группы, которую возглавляла восходящая звезда японской биологии - 30-летняя Харуко Обоката.

Под давлением сомнений и обвинений в RIKEN была создана комиссия, которая 1 апреля заявила, что обнаружила в докладе о перепрограммировании клеток по меньшей мере две бесспорные фальсификации. Они касаются визуальных материалов, подготовленных Обокатой. Большие сомнения комиссия высказала и по поводу четырех других важных элементов исследования. Члены следственной группы утверждают, что другие авторы доклада помимо Обокаты в подделке не уличены. Однако комиссия указала на их ответственность за то, что они не проверили фальсифицированные данные, представленные коллегой.

Сама Обоката 1 апреля отрицала факт сознательных подделок и заявила, что просто совершила ошибки.

Характерно, что в заявлении члены комиссии признали, что не могут подтвердить или опровергнуть сам факт открытия перепрограммированных клеток. По их словам, для этого нужны дополнительные серьезные научные исследования. В ходе своих ныне опозоренных экспериментов исследователи RIKEN использовали взятые у подопытных мышей фрагменты лимфоидной ткани, которые погружали в специальную слабокислотную жидкую среду примерно на 30 минут. После этого клетки обратно вживлялись животным и впоследствии, как утверждалось, успешно трансформировались в нервную и мускульную ткани. Исследователи утверждали, что их метод кардинально отличается от уже известного использования индуцированных стволовых клеток. Новый способ, как они заявляли, позволяет получать нужные ткани эффективнее и быстрее.