Создана комплексная вакцина от разных подтипов гриппа А

Она защитила лабораторных мышей от гонконгского штамма вируса

ТАСС, 11 марта. Ученые разработали новую вакцину против разных подтипов гриппа А. Она поможет опередить мутацию вируса, а в будущем поспособствует созданию универсальной вакцины, пишет пресс-служба Российского научного фонда (РНФ). Статью с описанием разработки опубликовал научный журнал Scientific Reports.

"Основными проблемами, с которыми сталкиваются ученые при разработке вакцин от гриппа, являются большое количество штаммов вируса и высокая скорость их эволюции. Мы пошли на опережение, создав "универсальную" версию живого вируса и сделали из него вакцину, которая защищает от большого количества подтипов гриппа А. Новая вакцина в будущем поможет увеличить эффективность вакцинопрофилактики", – сказала Лариса Руденко, заведующая отделом вирусологии в Институте экспериментальной медицины и один из авторов исследования.

Несмотря на то, что грипп известен человечеству уже очень давно, ученые все равно придумывают новые вакцины от него. Дело в том, что вирус постоянно мутирует. Инфекция может протекать как легко, так и с осложнениями, среди которых пневмония, миокардит, перикардит, менингит и энцефалит. Каждый год из-за гриппа и его осложнений в мире умирают около 650 тыс. человек.

Российские ученые с коллегами из Университета штата Джорджия создали новую вакцину, в помощью которой можно отчасти решить эти проблемы. В ходе работы над препаратом исследователи пытались усилить реакцию иммунной системы на эпитоп – распознаваемую иммунной системой часть молекулы чужеродного или возможно опасного вещества, когда оно попадает в организм.

С помощью методов генной инженерии исследователи сконструировали вирус со смесью генетического материала от разных вирусов. Для этого они использовали живой вирус так называемого гонконгского гриппа, в котором дополнительно было четыре копии антигена M2e. Этот небольшой белок по сравнению с остальными вирусами гриппа А универсален. Благодаря большому количеству копий М2е в вакцине организм производит большое количество перекрестно-реагирующих антител.

"Эффективность нового препарата исследватели проверили на мышах. Вакцинированные животные при заражении меньше теряли в весе, то есть организм переносил заболевание гораздо легче. Все животные выжили, хотя при вакцинации обычным живым вирусом некоторые животные все равно погибают. Новый препарат защитил мышей не только от гонконгского гриппа, но и от других подтипов вируса гриппа А.