ТАСС, 2 марта. Российские ученые выяснили, какие черты личности влияют на то, сколько и как часто люди употребляют алкоголь. Оказалось, в частности, что на тягу к спиртному у мужчин серьезно влияет любознательность. Результаты исследования авторы опубликовали в онлайн-библиотеке SSRN, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.
В ходе исследования сотрудники Высшей школы экономики проанализировали результаты опроса 5,3 тыс. жителей России в возрасте от 20 до 60 лет. Каждый из участников исследования должен был ответить на вопросы о предпочтениях, периодичности и объемах выпиваемого алкоголя.
Кроме того, участники исследования проходили тест на добросовестность (сознательность), экстраверсию (ориентация на внешний мир), невротизм и открытость новому опыту. Исследователи считают, что именно эти качества оказывают напрямую влияют на пристрастие людей к выпивке.
Оказалось, что открытые новому опыту мужчины – любознательные, с хорошим воображением, – пьют меньше остальных. У женщин эта связь не прослеживается.
Открытость внешнему миру, при которой человеку нужны общение и частые социальные контакты, напротив, может быть связано с большим объемом выпитого, причем у представителей обоих полов. Также оказалось, что у женщин эмоциональная нестабильность и тревожность влияют на объемы выпитого сильнее, нежели у мужчин.
Исследователи считают, что источники гендерных различий в отношении к спиртному лежат в особенностях мотивации. У мужчин употребление алкоголя чаще связано с желанием получить приятные ощущения, а у женщин – с защитой от негативных эмоций.
Последние также чаще подвержены депрессивным состояниям. "Полезным" для ведения здорового образа жизни качеством исследователи назвали добросовестность, которая помогает человеку видеть последствия своих шагов и развивает самоконтроль. Это мешает формироваться вредной привычке.
"Не связанной с "алкогольными" практиками оказалась только одна черта – доброжелательность. Степень влияния остальных отличается, в том числе для мужчин и женщин, но главный вывод однозначный: особенности личности определяют отношение к алкоголю – предсказывают вероятность и объем потребления", – уточняет пресс-служба.
Считается, что один из главных факторов, которые влияют на степень "алкоголизации", – образованность: чем она выше, тем меньше и реже люди употребляют алкоголь. Благодаря новым данным, которые подтверждают значимость этого фактора, можно расширить поле для исследовательской работы за счет более глубокого изучения личных качеств потребителей спиртного, предполагают ученые.