Радиоактивные изотопы заподозрили в помощи обитающим в толще пород на дне океана бактериям

Ученые предполагают, что подобные организмы выживают в экстремальных условиях благодаря побочным продуктам радиоактивных реакций

ТАСС, 26 февраля. Океанографы выяснили, что распады нестабильных атомов могут служить главным источником энергии для множества микробов, которые обитают в толще пород на дне Северной Атлантики и других областей Мирового океана. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба университета Род-Айленда со ссылкой на статью в журнале Nature Communications.

Ранее биологи предполагали, что земная жизнь обитает лишь на поверхности планеты, в верхних слоях воды и почвы, то есть там, где достаточно кислорода, микроэлементов и других питательных веществ. Однако открытия последних лет говорят, что границы биосферы заметно шире.

В частности, стало известно, что большие колонии микробов обитают на дне Марианской впадины, а также в морских и сухопутных горных породах на глубине в несколько сотен метров. Часть из этих пород оказалась на дне океана более 10 млн лет назад, но это не помешало микробам выжить в подобных условиях.

В ходе нового исследования профессор Университета Род-Айленда (США) Стивен Д’Хондт и его коллеги выяснили, что помогает некоторым из таких микробов выживать в экстремальных условиях на протяжении практически неограниченного времени.

Ученые исследовали дно северных областей Атлантического океана. Извлеченные оттуда образцы осадочных пород океанографы изучали как с точки зрения бактерий, которые в них обитали, так и химического и минералогического состава пород.

Когда ученые начали облучать образцы пучком заряженных частиц, те стали выделять большое количество водорода. Заинтересовавшись этим эффектом, исследователи пришли к выводу, что источником водорода были молекулы воды, которые под действием радиации распадаются на водород и кислород.

"Эти отложения пока неизвестным образом усиливают действие радиации на молекулы воды. Эти породы будут выделять примерно в 30 раз больше водорода, чем облученные пробирки с пресной или морской водой", – пояснил Д’Хондт.

Дальнейший анализ показал, что образующегося в результате подобных процессов водорода и кислорода достаточно, чтобы поддерживать жизнь множества микробов – разумеется, тех, которые могут использовать эти газы для производства органических веществ или их окисления.

"Если распады атомов могут снабжать энергией земных микробов, которые обитают в морских осадочных породах и других аналогичных средах, то вполне возможно, что нечто похожее может происходить и на других планетах. В частности, многие подобные минералы и вода, которую расщепляют распады этих атомов, есть не только на Земле, но и на Марсе", – отметил Д’Хондт.

Ученые надеются, что их работа привлечет внимание специалистов NASA. Изучение образцов пород, аналогичных тем, которые океанографы нашли на дне Атлантики, не обязательно приведет к обнаружению следов подповерхностной жизни, но позволит ученым выяснить, могла ли она существовать на дне давно испарившихся океанов Марса, подытожили океанографы.