Все новости

Магнетарную гипотезу происхождения быстрых радиовсплесков удалось подтвердить

Теперь ученым предстоит выяснить в деталях, как именно образуются эти загадочные вспышки

ТАСС, 18 февраля. Ученые подтвердили гипотезу о том, что магнетары, нейтронные звезды с очень сильным магнитным полем, могут быть источником быстрых радиовсплесков – одного из самых малоизученных и загадочных явлений в астрофизике. Статью с описанием работы опубликовал научный журнал Nature Astronomy, кратко об этом пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова.

Быстрые радиовсплески (FRB) – это мощные короткие (длиной в несколько миллисекунд) периодические импульсы радиоизлучения, источник которых расположен на огромном расстоянии от Земли. Их случайно открыли в 2007 году во время наблюдений за пульсарами на австралийской обсерватории Паркс.

Пока ученые могут сказать только то, что все быстрые радиовсплески объединяют два свойства – чрезвычайно большая мощность и необыкновенно большое расстояние до источника. Поэтому астрономы предполагали, что их порождают самые мощные катаклизмы во Вселенной – например, слияния пар нейтронных звезд или же пульсаров и черных дыр.

В прошлом году китайские и канадские астрономы обнаружили предположительный источник быстрых радиовсплесков внутри Млечного Пути. Им оказался магнетар SGR 1935+2154, который расположен в созвездии Стрелы, на расстоянии в 30 тыс. световых лет от Земли.Это открытие стало одним из первых подтверждений гипотезы, которую в 2007 году выдвинули профессоры МГУ Сергей Попов и Константин Постнов. Они предположили, что быстрые радиовсплески были связаны с определенным типом вспышек на поверхности магнетаров.

Главная проблема этой гипотезы состояла в том, что она не объясняла, почему ранее ученые не могли зафиксировать ни одного быстрого радиовсплеска изнутри Млечного Пути, которые исходили бы от магнетаров, или их аналогов в других диапазонах электромагнитного излучения. Кроме того, сигналы от SGR 1935+2154 были слишком слабыми, чтобы их можно было зафиксировать в другой галактике.

По итогам нового исследования Попов и его коллеги из ГАИШ МГУ, Высшей школы экономики, Физико-технического института имени Иоффе и NASA смогли объяснить, почему магнетары редко вырабатывают мощные и заметные на Земле быстрые радиовсплески. В ходе работы они анализировали данные, которые в конце апреля 2020 года собирал российский прибор "Конус", установленный на американском спутнике Wind.

Этот инструмент предназначен для наблюдения за вспышками жесткого рентгеновского и гамма-излучения, источником которых обычно служат умирающие светила и сливающиеся нейтронные звезды. Как выяснили ученые, "Конус" зафиксировал всплеск рентгеновского излучения тогда же, когда радиотелескопы CHIME и FAST обнаружили два быстрых радиовсплеска от SGR 1935+2154.

"Одновременная регистрация всплесков служит сильнейшим аргументом в пользу магнетарной гипотезы, а также позволяет говорить, что, по крайней мере, существенная доля быстрых радиовсплесков порождается мощными вспышками внегалактических магнетаров", – прокомментировал исследование Попов.

Что интересно, данные, собранные "Конусом", показывают, что вспышка, которая сопровождала быстрый радиовсплеск, была сильно перекошена в сторону жестких рентгеновских лучей. Это нетипично для подобной активности магнетаров. По мнению авторов статьи, это объясняет, почему раньше ученые не могли зафиксировать другие быстрые радиовсплески галактического происхождения – для этого необходимы очень экзотические условия.

"Теперь теоретикам предстоит понять, каков же механизм возникновения FRB в деталях. А наблюдатели продолжают изучать небо в надежде найти новые ключи, чтобы лучше разобраться в тайне рождения быстрых радиовсплесков", – подытожил Попов.