Между повреждением ДНК и хронической болезнью легких нашли взаимосвязь

Повреждение ДНК может быть как причиной, так и следствием болезни

НОВОСИБИРСК, 8 февраля. /ТАСС/. Ученые лаборатории геномной медицины Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (НИИ КПССЗ) совместно с коллегами из Римского университета Сан-Рафаэле обнаружили связь между повреждениями ДНК и возникновением хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), а также рака легкого. По данным ученых, повреждение ДНК может быть как причиной, так и следствием болезни, сообщает в понедельник официальное издание Сибирского отделения (СО) РАН "Наука в Сибири".

ХОБЛ и рак легкого - одни из самых распространенных причин смерти и инвалидности в мире. Международный коллектив исследователей считает, что эти заболевания возникают из-за окислительного стресса в легких и экологических проблем. Это связано с тем, что респираторные ткани очень восприимчивы к воздействию физических и химических загрязнителей воздуха. Гипотеза ученых состояла в том, что астма в детстве или подростковом возрасте увеличивает риск развития ХОБЛ, которая, в свою очередь, способствует развитию рака легкого.

"В течение полугода мы с итальянскими коллегами занимались молекулярной эпидемиологией, проводили метаанализ частоты микроядер лимфоцитов и буккального эпителия больных ХОБЛ и раком легкого", - приводит пресс-служба слова младшего научного сотрудника лаборатории геномной медицины НИИ КПССЗ Максима Асанова.

Как сообщается в статье ученых, которая опубликована в научном издании Mutation Research, метод, используемый исследователями, позволяет выяснить степень повреждений генома у людей. Для анализа использовались данные о больных ХОБЛ и раком легкого из открытого доступа, то есть исследователи не выбирали жителей каких-то определенных регионов или представителей конкретных возрастных групп.

В результате группа ученых выяснила, что одна из основных причин возникновения окислительного процесса в легких - пониженное содержание кислорода в организме, или гипоксия, которая часто встречается при астме. "[Окислительный процесс] активирует воспалительный процесс, это приводит к нестабильности генома, повреждениям ДНК. Метаанализ подтвердил это предположение. При этом геномная нестабильность имеет двойственный характер: может быть как причиной болезней, так и следствием", - отметил Асанов.