Из печени кальмара получили вещество для лечения черепно-мозговых травм

Синаптамид способствует восстановлению нейронов и может использоваться в терапии нейропатологических состояний

МОСКВА, 2 февраля. /ТАСС/. Исследователи из Национального научного центра морской биологии им. Жирмунского (ННЦМБ) ДВО РАН выделили высокоактивное соединение из печени кальмара, которое в экспериментах на животных показало высокую эффективность в лечении черепно-мозговых травм. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports, сообщила во вторник пресс-служба Российского научного фонда (РНФ), при поддержке которого выполнено исследование.

"Российские ученые разработали новое соединение на основе полиненасыщенных жирных кислот, полученных из печени кальмара - синаптамид. Судя по исследованиям на животных, оно способствует восстановлению нейронов и подавляет воспаление после черепно-мозговых травм. Препарат в перспективе может стать лекарственным средством при терапии различных нейропатологических состояний", - говорится в сообщении.

Черепно-мозговые травмы считаются одними из наиболее опасных, так как могут привести к нарушению когнитивных, физических и психосоциальных функций. При этом 80-90% случаев приходится на легкие травмы, которые сопровождаются длительным нейровоспалением (воспалением в головном мозге), которое может быть практически незаметно для больного. В такой ситуации отсутствие своевременного лечения способно вызвать сложные патологические состояния - гибель нейронов, потерю концентрации, постоянные головные боли, нарушение мышечного тонуса.

За воспалительную реакцию при черепно-мозговых травмах отвечает микроглия - группа клеток, которые поглощают (фагоцитируют) чужеродные микроорганизмы и отмирающие клетки хозяина. После травмы активируется реакция иммунитета, а микроглия запускает восстановительный процесс в зоне поражения. Однако в тяжелых случаях иммунная реакция усугубляет течение болезни из-за чрезмерных воспалений. Поэтому существует необходимость в применении препаратов, которые бы дополнительно воздействовали на микроглию и регулировали активность провоспалительных клеток.

Лечебный концентрат из кальмара

В новом исследовании ученые из ННЦМБ ДВО РАН решили проверить, будут ли эффективными при лечении последствий черепно-мозговой травмы соединения, полученные из морских организмов. В поле внимания ученых попал синаптамид - это продукт обмена веществ, который схож с нейротрансмиттерами (веществами, с помощью которых передается электрохимический импульс между нервными клетками). Он способствует образованию новых нервных клеток и синапсов, а также удлинению аксонов, то есть отростков нейронов, передающих сигнал от них другим клеткам в цепи.

Для получения синаптамида биологи использовали концентрат полиненасыщенных жирных кислот из печени Командорского кальмара. Из выделенного концентрата они синтезировали докозагексаеновую кислоту, которая входит в состав клеточных мембран нервной ткани. Эта кислота и стала основой для препарата, нацеленного на устранение последствий черепно-мозговых травм.

Разработку ученые проверили в экспериментах на крысах. Для этого они вводили животным синаптамид в течение семи дней после легкой черепно-мозговой травмы. Предыдущие исследования показали, что травмы повышают уровень тревожности у грызунов, поэтому во время эксперимента исследователи отслеживали его изменение, а также проверяли долговременную и кратковременную память.

Сначала крыс запустили в крестообразный лабиринт с открытыми и закрытыми отделами. По количеству времени, проведенному на открытых площадках, ученые определяли уровень тревожности: чем спокойнее и чем больше времени животное не прячется, тем уровень тревоги ниже. Затем грызунов поместили в прибор, разделенный на темный и светлый отсеки. Когда крысы через дверцу проходили в затемненный отсек, на них воздействовал электрический разряд. Далее исследователи проверяли, запоминают ли крысы, в каком отсеке получили болевое раздражение.

"Синаптамид улучшает долговременной памяти и снижает тревожность. Также он подавляет активность провоспалительных клеток микроглии и снижает уровень провоспалительных цитокинов - это показали наши молекулярные эксперименты по выявлению соответствующих соединений в образцах мозга. Чтобы выяснить, как именно вещество подавляет воспаление и обеспечивает защиту нейронов мозга, нужно провести больше исследований, благодаря которым препарат смогут использовать для лечения патологий центральной и периферической нервной системы", - резюмировал руководитель проекта Игорь Манжуло, слова которого приводятся в сообщении.