Прием антибиотиков в первые дни жизни замедляет рост мальчиков

Это не означает, что новорожденным совсем не нужно принимать антибиотики, но побочные эффекты от их приема нужно тщательно исследовать

ТАСС, 26 января. Биологи обнаружили, что из-за употребления антибиотиков в первые две недели после рождения рост мальчиков в течение следующих шести лет может замедлиться. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Антибиотики критически важны для выживания новорожденных, однако из-за них могут проявиться долгосрочные побочные эффекты. Их необходимо учитывать и изучать", – отметил один из авторов исследования, профессор Университета им. Бар-Илана (Израиль) Омри Корен.

Несмотря на то, что антибиотики избавляют человечество от множества опасных инфекционных болезней, у них есть и побочные эффекты. Например, недавно выяснилось, для беременных, которые принимают антибиотики-макролиды, вероятность врожденных болезней у плода увеличивается вдвое.

Профессор Корен и его коллеги открыли еще один потенциально опасный эффект от приема антибиотиков. В ходе работы они наблюдали за здоровьем 12,4 тыс. финских новорожденных, которые появились на свет между 2008 и 2010 годами, чтобы оценить, как прием лекарств повлиял на состояние здоровья детей и их дальнейшее развитие.

Все младенцы родились здоровыми и не страдали от врожденных болезней. Около 9,3% из них прописали антибиотики в первые две недели жизни.

Оказалось, что в первые шесть лет жизни масса получавших антибиотики мальчиков была на 10-20% ниже, чем у их сверстников из контрольной группы. Аналогичные, хотя и менее значимые различия, ученые заметили при сравнении роста детей.

Исследователи пока не выяснили, как именно антибиотики влияют на скорость набора роста и массы. Ученые предполагают, что ранний прием антибиотиков поменял видовой состав и численность бактерий в кишечнике детей. В частности, из-за этого их микрофлора "взрослела" медленнее, чем у обычных сверстников, и пришла в норму только на шестом году жизни.

Исследователи проверили эту гипотезу на новорожденных мышах. Им пересадили микробы из кишечника новорожденных, которые в первые дни жизни получали антибиотики. Оказалось, что рост мышат действительно замедлился. К аналогичным результатам привела трансплантация микрофлоры двухлетних детей с историей раннего употребления антибиотиков.

Учитывая критически важную роль антибиотиков в спасении жизней детей, ученые подчеркивают, что полученные ими сведения не означают, что младенцы не должны в принципе получать подобных лекарств. Тем не менее, результаты исследования говорят о том, что негативные побочные эффекты от приема антибиотиков нужно изучать максимально детально, заключают Корен и его коллеги.