Все новости

Научную карьеру для своих детей хотели бы 62% россиян

Об этом говорят данные опросов 2019 года. Тремя годами ранее та же доля составляла 32%

ТАСС, 26 января. Доля россиян, которые считают научную карьеру привлекательной для своих детей, с 2016 года выросла почти в два раза – до 62%. Однако этот показатель все еще ниже, чем в США или Израиле. Об этом говорится в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Чтобы оценить привлекательность научной карьеры, ученые проанализировали результаты опросов россиян с 2003 по 2019 годы. Благодаря этому исследователи выявили долгосрочные тенденции в общественной оценке привлекательности научной карьеры, которые показывают и отношение к науке в целом.

"Несмотря на общую позитивную оценку вклада ученых в экономическое развитие, научная карьера в России долгое время не рассматривалась в качестве удачного профессионального пути. В течение более чем десяти лет показатели привлекательности научной карьеры были в среднем вдвое ниже значений в ряде других стран. <...> Однако в последние годы ситуация заметно изменилась: доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016-2019 гг. увеличилась с 32 до 62%", – говорится в результатах исследования.

При этом российские показатели пока не дотягивают до значений, зафиксированных, например, в США (80%) и Израиле (77%). Исследователи отмечают, что привлекательность работы в науке в России растет под влиянием комплекса факторов. В частности, это повышение оплаты труда: если в 2014 году 42% опрошенных полагали, что ученые зарабатывают меньше, чем люди других профессий, то в 2019 году так считали 28%.

Привлекательность карьеры в области науки для детей подвержена влиянию гендерных стереотипов, отмечают исследователи. Отвечая на вопрос об отношении к выбору ребенком научной карьеры, 57% приветствовали бы решение сына, а 51% – дочери. В случае с профессиями инженера и программиста для мальчиков показатели составляют 65 и 68% соответственно, а для девочек – 52 и 53%. Напротив, карьера преподавателя вуза либо школьного учителя представляется более подходящей для девочек (60% и 49%), чем для мальчиков (55% и 40%).

Гендерные различия, по данным исследователей, в целом проявляются в структуре занятых в науке, среди которых доминируют мужчины: 61% общей численности, в том числе 58% кандидатов и 73% докторов наук.

"Привлекательность научной деятельности по-прежнему заметно ниже традиционно популярных у россиян профессий врача и карьеры в юриспруденции. Отставание в показателях привлекательности от профессий финансово-экономической сферы, которые также вот уже многие годы являются лидерами рейтингов, выражено слабее", – заключили авторы работы.