В осложнениях при COVID-19 обвинили антитела-"оборотни"

Они атакуют не частицы коронавируса, а клетки иммунитета или белки в органах человека

Ученые предполагают, что в осложнениях при коронавирусной инфекции важную роль играют так называемые аутоантитела. В отличие от обычных антител, они действуют не против вирусов, а против частиц иммунитета организма, пишет редакция сайта Nature.

В начале пандемии COVID-19 многие ученые предполагали, что после проникновения вируса в организме некоторых больных развивается так называемый "цитокиновый шторм" – чрезмерно активная реакция иммунитета на инфекцию. Именно из-за этого явления, как предполагают медики, многие пациенты с коронавирусной инфекцией умирают.

Некоторые исследования говорят о том, что осложнения при COVID-19 могут происходить и из-за другого иммунного эффекта – активности так называемых аутоантител. Так ученые называют антитела, которые по ошибке вместо инфекции атакуют свой собственный иммунитет. По схожему сценарию развиваются такие заболевания, как рассеянный склероз, системная красная волчанка и другие (поэтому их называют аутоиммунными).

Например, ученые во главе с Жаном-Лораном Казановой из Рокфеллеровского университета (США) выяснили, что у более чем 10% из исследованных 987 пациентов с тяжелыми формами COVID-19 аутоантитела атаковали и блокировали работу молекул интерферона I типа. Обычно эти молекулы помогают укреплять иммунный ответ на вторжение в организм извне.

Нечто похожее обнаружили медики во главе с Аароном Рингом из Йельской школы медицины (США). Они обследовали 194 пациента и сотрудника медицинских учреждений и выяснили, что среди инфицированных участников исследования аутоантитела встречаются чаще, чем среди неинфицированных. Кроме того, они обнаружили, что подобные антитела в организме пациентов атаковали как молекулы интерферона, так и другие составляющие иммунной системы – В-клетки.

Ученые считают, что в случае с аутоантителами больным нужно прописывать интерферон-бета – на него аутоантитела действуют в меньшей степени, нежели на другие типы интерферона. Кроме того, идет несколько клинических исследований относительно того, насколько эффективны против коронавирусной инфекции некоторые иммунодепрессанты – например, дексаметазон.

Исследователи надеются, что в дальнейших наблюдениях их коллеги точнее определят, влияют ли аутоантитела на осложнения при COVID-19 и как с подобными осложнениями можно бороться.