Ученые выяснили, как кадмий влияет на организм человека

Для пациентов с коронавирусной инфекцией он особенно опасен

ТАСС, 20 января. Токсичное влияние кадмия лишает организм человека кислорода и может осложнить состояние пациентов с коронавирусной инфекцией. К таким выводам пришли ученые из Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). Результаты их работы опубликовал научный журнал Ecotoxicology and Environmental Safety.

"Представители СКФУ описали, как на микроуровне соли кадмия – одного из самых распространенных тяжелых металлов в мире – разрушительно воздействуют на организм. Была предложена методика, позволившая оценить пагубные изменения структуры и жесткости эритроцитов, которые могут привести к гипоксии, способствуют онкологии и другим проблемам со здоровьем", – пишет пресс-служба вуза.

Кадмий – один из самых распространенных токсичных металлов, он может содержаться в воде, почве и пище. О вреде кадмия известно давно, но ученые СКФУ смогли описать его влияние на эритроциты на микроуровне с помощью атомно-силового микроскопа нового поколения. Исследование проводилось на белых крысах, которым вводили хлорид кадмия в разных концентрациях (1, 10, 100 и 1000 мкг/л).

"Мы установили, какие точно изменения происходят с формой и структурой клетки. В норме эритроциты – это двояковогнутый диск. Благодаря современной микроскопии мы увидели, что кадмий при высокой концентрации прилипает к клеткам и вытягивает их в двояковыгнутый диск. Наблюдаются также локальные разрушения на микро- и наноуровне. Такое изменение формы приводит к тому, что эритроциты перестают выполнять свою главную функцию – транспортировать кислород и углекислый газ", – рассказал один из авторов исследования, доцент СКФУ Андрей Нагдалян.

Если повреждено много эритроцитов, то человек будет страдать от гипоксии, а при длительном кислородном голодании могут возникнуть патологические изменения в работе мозга и нервной системы. Например, могут наблюдаться панические атаки. При COVID-19 влияние кадмия особенно опасно, так как вирус поражает легкие, отмечается низкая сатурация кислорода. Если и эритроциты из-за повреждений не смогут транспортировать кислород, организм подвергнется еще большей опасности.

Кроме того, ученые СКФУ выяснили, что при токсичном воздействии кадмия на эритроциты происходят и другие изменения. В частности, исследователи при помощи атомно-силового микроскопа рассчитали коэффициент жесткости и модуль упругости эритроцитов. "Сделав это, мы поняли, что клетки не только меняют свою форму и утрачивают способность транспортировать кислород, но и становятся очень жесткими. Это может привести к повреждениям сосудов на микроуровне", – пояснил Нагдалян.