Предки обитателей сибирских озер пережили извержение вулканов 250 млн лет назад

Они воспользовались почти полным отсутствием хищников и конкурентов за жизненное пространство и заполонили мелководные водоемы планеты

ТАСС, 20 января. Российские исследователи обнаружили, что произошедшие более 251 млн лет назад извержения вулканов на территории современной Сибири могли повлиять на распространение в ее пресных озерах древних ископаемых – микроконхов. Об этом пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова.

Авторы работы выяснили, что расцвет древнего сообщества организмов пришелся на время, когда на этой территории (она составляла часть единого материка под названием Пангея, существовавшего в конце палеозоя и начале мезозоя) началось извержение вулканов, вызывавшее крупнейшее вымирание животных за всю историю Земли.

"Ученые МГУ в составе международного коллектива исследователей обнаружили, что значительную часть биомассы в пресных озерах Сибири позднепермских и раннетриасовых времен составляли микроконхи. <…> Вероятно, постоянные изменения площади пресных водоемов и поступление в них огромной массы биогенных элементов, выделявшихся вместе с вулканическими растворами и пеплами, вызвало стремительное развитие этого эфемерного сообщества", – говорится в сообщении.

Жившие в известковых раковинах микроконхи после этих событий распространились не только в озерах Сибири, но и в водоемах по всей планете. Авторы считают, что хрупкие организмы воспользовались почти полным отсутствием хищников и конкурентов за жизненное пространство.

Коллекции древних ископаемых организмов были собраны сотрудниками Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН (ПИН РАН) в Сибири и Приуралье. В исследовании также приняли участие специалисты Тартуского университета (Эстония). Результаты работы опубликованы в журнале Geological Magazine.