Ученые оценили вклад радиации в рост температур в Северном полушарии

Оказалось, что примерно 30% современного роста температуры можно объяснить повышением содержания в атмосфере углекислого газа, метана и аэрозолей

ТАСС, 19 января. Рост температуры зимой в Северном полушарии примерно на 30% связан с повышением содержания в атмосфере парниковых газов и аэрозолей. К такому выводу пришли ученые Института географии (ИГ) РАН, которые совместно с коллегами из Института физики атмосферы РАН оценили вклад прямого радиационного воздействия в изменение приземной температуры воздуха за 30 лет.

"Расчеты показали, что с учетом роста парниковых газов и аэрозолей (вклад прямого радиационного воздействия) скорость повышения температуры зимой в Северном полушарии в среднем выше на 0,3 °С по сравнению с рассчитанным потеплением за тот же период, но без влияния парниковых газов и аэрозолей. Учитывая, что величина тренда температуры за исследуемый период в среднем в Северном полушарии составляет около 1 °С, примерно 30% современного роста температуры зимой можно объяснить повышением концентраций парниковых газов и аэрозолей в атмосфере", – говорится в сообщении ИГ РАН.

Один из авторов работы, климатолог Института географии РАН Мария Алешина пояснила, что целью исследования было определить вклад повышения концентраций парниковых газов (углекислый газ, метан и т. д.) и аэрозолей (поднятый в воздух песок от пустынь, морская соль над океанами, выхлопы от машин над городами, пыльца) в изменения климата. Такую оценку в климатологии как раз и называют оценкой прямого радиационного воздействия.

"Изменение климата принято оценивать через изменение радиационного баланса. Радиационный баланс – это разность между энергией, которая поступила к поверхности Земли, и той, что от нее отразилась. Эта разность идет на нагрев поверхности и движения воздушных масс (общая циркуляция атмосферы, циклоны и антициклоны). То есть, если эта разность возрастает, то к поверхности поступает больше энергии, и она нагревается сильнее, температуры выше, и мы наблюдаем процесс потепления", – добавила Алешина.

Источники потепления

Учеными оценили вклад прямого радиационного воздействия за период 1979-2012 годов. Оказалось, что за этот период среднегодовая приповерхностная температура над сушей Северного полушария выросла примерно на 1 °С, а температура поверхности океана – только примерно на 0,4 °С.

Такая разница в температурных трендах, как отмечают исследователи, – следствие высокой теплоемкости деятельного слоя океана (на два порядка выше, чем у суши) и особенность теплообмена между океаном и атмосферой над сушей. Испарение с поверхности океана, атмосферный перенос и конденсация водяного пара с выделением тепла над сушей, по словам климатологов, всегда приводит к большим аномалиям температуры над ней, чем вызвавшие их аномалии температуры поверхности океана.

"После проведения двух серий экспериментов мы сравнили полученные температурные тренды. Получилось, например, что зимой для Северного полушария тренды с учетом роста содержания парниковых газов и аэрозолей выше в среднем на 0,3 °С (летом примерно на 0,2 °С). При этом величина тренда составляет около 1 °С, то есть примерно 30% современного роста температуры можно объяснить повышением содержания в атмосфере углекислого газа, метана, аэрозолей. Такие выводы подтверждают, что человек вносит вклад в изменения климата, причем значительный", – пояснила Алешина.

Статью с результатами исследований принял к печати научный журнал "Доклады Российской академии наук. Науки о Земле". Ее опубликуют в первой половине 2021 года.